УЧИТЕЛЬ – ПРОФЕССИЯ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ

 

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Конфуций.

 

5 1Идёт мой любимый урок истории… Учитель истории и обществознания, а также директор нашей школы Хасбулат Магомедович включает интерактивную доску. Начинается урок, и мы переносимся в дни не нашего века и оказываемся в советском обществе послевоенных годов, переживаем перестройку, дискутируем и, как по мановению режиссёрской палочки, принимаем правильное решение. И я в очередной раз утверждаюсь в своём выборе: я буду учителем истории. Я так же, как и он, буду хорошо знать историю своей республики, писать научные работы и публиковать свои издания.

 

Учитель! Это ему посвящены слова Рождественского: «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле!». Сейчас я всего лишь ученица 11 выпускного класса, впереди – выпускные экзамены, и я на шаг ближе к своей цели – стать педагогом. Я с уважением отношусь ко всем учителям, но, как и у всех учеников, у меня есть предметы в школе более любимые и менее. И уже сейчас, повзрослев, я понимаю, что это заслуга того или иного учителя. Мы неосознанно стараемся копировать качества, присущие любимому учителю, и любим именно тот предмет, которому он нас учит.

И я, как сейчас, помню свой первый звонок в школьную жизнь, свой первый урок с моим первым учителем Тагировой Назият Халидовной, которая открыла нам мир знаний – яркий, волнительный поначалу и радостный, когда пришло понимание того, что тебе всё по плечу. Всё, что требовал от нас наш учитель, казалось нам законом в высших инстанциях. Своим родителям мы говорили тоном, не терпящим возражений: «Так сказала Назият Халидовна».

Прошло более шести лет с тех пор, как она поставила нас на крыло, передала нас из рук в руки нашему классному руководителю с напутствиями и наставлениями и приняла новых малышей. Но и тогда она не оставляла нас без своего внимания, опекала нас, интересовалась нашей учёбой, хвалила и порицала нас, когда мы этого заслуживали. Я встречаю её в стенах нашей школы и понимаю, что время над ней не властно – она такая же красивая и стройная, как и шесть лет назад. Сколько таких учителей было, есть и будет в России и в моём Дагестане!

Первыми учителями в Дагестане были такие известные дагестанские богословы, как Саид Хачмазкий, Саид Шиназский, Хасан Кудалинский и Магарам-эфенди Ахтынский (Мухаммад-Эфенди). Об этих учителях всегда писали богословы с большим почтением. Магомед Ярагский был одним из самых почитаемых алимов Дагестана. В моей республике издавна с трепетом и уважением относились к учителям – муалимам. Они были для них самыми почитаемыми и уважаемыми членами общества.

Я помню рассказы моих дедушек и бабушек о русских учителях, совсем молоденьких девушках, которые приехали в неизвестный горный край в 20-х годах прошлого века для того, чтобы обучать дагестанских детей, поднять образование и культуру моей республики. Дагестанцы приняли их как самых лучших своих гостей, понимая, насколько важна их работа, преклоняясь перед их самопожертвованием. Остаётся только восхищаться самоотверженностью учителей того времени, которые, покинув свои комфортные условия проживания, по призыву партии, уехали в неизвестный им край. Молодые выпускницы педагогических институтов, несмотря на суровые бытовые условия, преодолевая языковой барьер, стали учить дагестанских детей грамоте. Многие из них навсегда связали свою жизнь с этой неизвестной для них ранее республикой, создали семьи, родили детей. Поэтому я согласна с утверждением Роберта Рождественского, что «…если останется жить Земля, то высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя».

В 2006 г. в городе Махачкале открыт первый в России мемориал «Памятник русской учительнице». Он представляет собой 10 метровую бронзовую скульптуру молодой женщины на постаменте, в правой руке она держала глобус, а в левой открытую книгу. В 2010 году был открыт второй в республике памятник русской интеллигенции, с поднятой вверх рукой учительницы с книгой и руки ученика, тянущегося к знаниям, расположенный в парке культуры.

Я понимаю недоумение моих одноклассников и друзей, когда я говорю, что хочу изучать историю и буду учителем. Сегодня быть учителем немодно, непрестижно. Приоритетны и наиболее уважаемы другие профессии, такие как врач, стоматолог, юрист, программист. Важность, перспективность, материальное благополучие, которое несут эти профессии их обладателям, никем не оспаривается. Учитель же сегодня – это низкооплачиваемая профессия, недооценённая государством, но вместе с тем – это элита нашего общества, самая высокообразованная и интеллигентная её часть. По рассказам взрослых я сделала вывод, что из-за низкой оплаты труда многие талантливые учителя ушли на пенсию, когда ещё могли бы работать и воспитывать наше поколение. Это очень грустно, но это реалии нашего времени. Я очень надеюсь, что справедливость восторжествует, и труд учителя будет оценён по достоинству. Что люди, стоящие у руля власти, поймут, что у учителя сегодня много разных обязанностей. Он не только обучает нас, но и воспитывает.

Каждый учитель – он же классный руководитель, который с нами проводит полдня, проводит с нами классные часы, различные мероприятия, поездки. Опекает нас, контролирует, да и вообще на связи с нами весь день благодаря гаджетам. Нас всегда удивляло, как наши учителя успевают всё это делать. Мы догадываемся, что делается это порой за счёт своего личного времени, и чаще всего  принимаем это как должное. Но вместе со всем этим, я понимаю, что в каждой профессии есть как положительные стороны, так и отрицательные, и, взвесив всё «за» и «против», я решила: я буду педагогом. Как учитель истории, обществознания и истории Дагестана, я постараюсь воспитать  моих учеников патриотами своей Родины, своего Дагестана. Занимаясь краеведением, мои ученики узнают о героическом прошлом своих дедов и прадедов, славных сынов Дагестана, о героях ВОВ, о том, как дагестанцы защитили себя и Россию, остановив наступление боевиков в 1999 году, о том, что первым Героем России СВО на Украине стал именно дагестанец Нурмагомед Гаджимагомедов. Мои родные меня понимают и поддерживают мой выбор. Я думаю, что слова Генри Брукса Адамса: «Учитель воздействует на вечность; он никогда не может сказать, где заканчивается его влияние», – станут моим жизненным принципом.  

Айшат ЯКУБОВА,

учащаяся 11 класса СОШ № 3.

Яндекс.Метрика