ТВОЁ БУДУЩЕЕ В ТВОИХ РУКАХ !
Выбор профессии – трудный и важный шаг в твоей жизни. Не выбирай будущую профессию случайно. Доверься профессионалам. Обдумай свой выбор с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
Для этого используй следующие советы:
– обдумай свои хобби, интересы, увлечения – они могут стать твоей профессией;
– взвесь свои сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
– ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Читай больше книг, статей, журналов;
– общайся с людьми избираемых профессий, совершай экскурсии на рабочие места этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда;
– посещай дни открытых дверей в учебных заведениях, в которых можно получить избранную профессию;
– сравни свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбираешь;
– если ты принял решение – не отступай, иди решительно к намеченной цели.
ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ
УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1. Принцип сознательности.
– что я хочу;
– что я есть;
– что я могу;
– что от меня потребует работа и коллектив.
2. Принцип соответствия.Будущая профессия должна соответствовать интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества.
3. Принцип активности.Профессию нужно активно искать самому. В этом большую роль играют участие в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей».
4. Принцип развития.Развитие мышления, памяти, внимания, трудолюбия, добросовестности, организованности, самостоя-тельности, инициативности, выдержки, настойчивости.
ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1. Незнание правил выбора профессии:
– выбор профессии за компанию;
– ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
– неумение определить путь получения профессии.
2. Незнание самого себя:
– незнание или недооценка своих физических особенностей;
– незнание или недооценка своих психологических особенностей;
– неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;
3. Незнание мира профессий:
– увлечение только внешней стороной профессии;
– предубеждение в отношении престижности профессии;
– незнание требований профессии к человеку.
ВЫБИРАЕМ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:
– Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
– По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
– Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
– Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
– Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
– Какова продолжительность обучения? Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
– Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
– Адрес учебного заведения и его полное название.
ВОПРОСЫ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ
СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
От каких своих умений и способностей ты получаешь наибольшее удовлетворение?
– Твои основные интересы и любимое времяпрепровождение?
– Твои любимые учебные предметы?
– Чем бы ты хотел заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
– О какой работе ты мечтаешь?
– Каким ты представляешь свое занятие через 10 лет?
– Какая работа была бы для тебя идеальной?
– Твои сильные стороны и навыки, позволяющие тебе считать себя подходящим для работы, которая тебе кажется идеальной?
– Какие пробелы в своих знаниях и умениях тебе необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную работу?
– Если работа, идеальная для тебя недостижима в настоящее время, то какую работу ты мог бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?
Главное, спланируй ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуй! Твоё будущее в твоих руках!
Патимат БАГАМАЕВА,
педагог-психолог МКОУ СОШ № 12.