ТИТАНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

8 4Я, более пятидесяти лет посвятивший методической работе в Избербашском педагогическом колледже, с трепетом держу и внимательно вникаю в содержание титанического труда Марата Мирзоевича Байрамбекова с его автографом. Методическое пособие «Ознакомление детей дошкольного возраста с народным искусством Дагестана», написанное им, направлено на формирование у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости к красоте родной природы, произведениям декоративно-прикладного искусства народов Дагестана и творческого развития личности.

 

Марат Мирзоевич Байрамбеков, доктор педагогических наук, заслуженный работник культуры РД, отличник народного просвещения РСФСР, отличник образования РД, заведующий сектором культуры и искусства народов Дагестана ДНИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи.

Основные направления научных исследований автора посвящены проблемам изучения народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана в системе образования республики. М.М. Байрамбековым разработаны образовательные программы, учебно-методические и наглядные пособия для детских садов и школ республики. Автор опубликовал около 200 научных работ, в том числе 5 монографий.

 

Поскольку методическое пособие адресовано методистам дошкольного образования и студентам педагогического колледжа, я стал спрашивать многих из них, знают ли  они о существовании этого труда. Увы, не знают. А ведь это пособие должно быть настольной книгой воспитателей дошкольного образования и студентов педагогических колледжей.

Постараюсь конспективно изложить содержание этого титанического труда и концептуальные особенности программы «От истоков прекрасного к творчеству». В первую очередь, задачей данного пособия является оказание помощи и направление творчества детей в освоении цветовой палитры, построении композиции, передаче формы и объёма предметов, выработке умений и навыков в живописи, графике, лепке и аппликации. Во-вторых, оно развивает психические функции ребёнка, способствующие обогащению чувств и духовного мира ребёнка. Ну и, несомненно, труд нацелен на формирование чувств любви к родному краю, традициям народного искусства, уважение к труду художников и народных мастеров.

Из вышеизложенного следует, что содержание художественно-эстетического образования детей строится на основе реализации требований ФГОС ДО, где важным направлением является учёт этнокультурных ценностей и традиций народного искусства Дагестана.

Вторая глава пособия посвящена ДПИ Дагестана, как компоненту содержания дошкольного образования республики, а в третьей – представлены варианты занятий по ИЗО в разных возрастных группах детей. Газетная полоса не позволяет раскрыть суть и содержание данных глав, это только для вдумчивых читателей и желающих обогатить свой словарный багаж главой «Словарь искусствоведческих терминов», очень ценных для студентов художественно-графического отделения педколледжа.

У меня же восхищение вызвали пять учебно-методических таблиц, выполненных Маратом Мирзоевичем: «Дагестанский народный орнамент»; «Художественные ковры и вышивки»; «Художественная керамика»; «Художественная обработка металла»; «Художественная обработка дерева». Каждая таблица состоит из десятков, а иногда и сотен элементов наглядных дидактических пособий с указанием фамилий народных мастеров и годов создания.

Надеюсь, что мне удастся заинтересовать коллег и студентов и призвать читателей к ознакомлению с работой Марата Мирзоевича, которая, уверен, принесёт огромную пользу педагогам, желающим добиться нравственного и эстетического развития своих учеников. Приобрести методическое пособие можно в городе Махачкала, ГБУ РД «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики» на улице Леваневского.

Шагитбек КАЗБЕКОВ.

Яндекс.Метрика