О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней закреплены на законодательном уровне Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 1 января 2001 года.
В соответствии с ним коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Коррупцией также будет являться совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон ввел ряд ограничений для государственных служащих, расширил перечень оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Коснулись законодательные новеллы и УК РФ. В частности, в нем был расширен перечень статей, предусматривающих преступления, за которые может быть назначена конфискация имущества, расширено действие примечаний к ст. 201 УК РФ (в него вошли ст. 304 (провокация взятки либо коммерческого подкупа) и ст. 199.2 (сокрытие денежных средств либо иного имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов). Но главное – существенно увеличена санкция ст. ст. 201 и 204 УК РФ, в результате чего по степени общественной опасности эти преступления сравнялись со ст. ст. 285, 286 и 290 УК РФ, перейдя при наличии квалифицирующих обстоятельств в категорию тяжких и особо тяжких преступлений.
Рассматриваемым законом также предусмотрены меры по профилактике коррупции, одной из которых является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Поэтому обо всех ставших известных коррупционных проявлениях со стороны государственных и муниципальных служащих, а также от имени или в интересах юридического лица необходимо сообщать в правоохранительные органы, в том числе и путём анонимных обращений.
Ш. МАГОМЕДРАСУЛОВ,
помощник прокурора г. Избербаша.
ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ
Законодательство по противодействию коррупции устанавливает следующие ограничения, связанные с гражданской службой.
1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
– признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
– осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
– отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
– наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ);
– близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (в ред. Федерального закона от 21.11.2011№ 329-ФЗ);
– выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
– наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
– представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
– непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-Ф3);
– утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 № 329-Ф3, от 03.12.2012 № 231-Ф3);
– признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) (п.11 введен Федеральным законом от 02.07.2013 № 170-ФЗ);
– иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.
Прокуратура города обращается к жителям города и правозащитным организациям с просьбой сообщать в прокуратуру в любой форме обо всех случаях несоблюдения указанных ограничений по тел. 2-45-45,2-45-06, 2-63-50.
Прокуратура г. Избербаша.