РЕБЁНОК КАК ОТРАЖЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ

 

6 1Что такое воспитание, я, думаю, знает каждый. И я сейчас не о значении этого слова, а о его смысле. Воспитание – прочная основа для будущего каждого ребёнка, его ключ от всех замков, его пропуск  в каждый этап жизни. Конечно же, речь идёт о правильном воспитании.

 

А что такое правильное воспитание, что мы имеем в виду, произнося это словосочетание, что мы в него вкладываем? Все люди разные, естественно, и воспитывают они своих детей и себя, в том числе, по-разному, но при этом опираясь на общую основу, на опыт прошлого. Я не зря сказала о воспитании самих себя. Если хочешь воспитать своих детей, как положено, начни с себя, дети порой запоминают не то, что слышат, а то, что видят.

Много лет работая с детьми, я заметила, что чем дальше, тем хуже. И дело не в детях, а именно в родителях и в их окружении. Дети как губка впитывают то, что видят, и то, что слышат. Но, к сожалению, видят и слышат они далеко не лучшее. Все знают, что характер формируется до пяти лет. Пять лет усилий и труда, а самое главное внимания, и дальше намного легче и приятнее взаимодействовать с ребёнком. Задумайтесь только, это можно сравнить с образованием в институте, пять лет ответственной и заинтересованной учёбы, и дальше работа идёт как по маслу, тебе интересно, тебе легко, тебя ценят, к тебе тянутся и доверяют. Или же ты просто спишь на парах, ведь тебе это не надо, ты и так проживёшь, другие же ведь както живут… А потом не понимают, почему так тяжело дальше жить, почему не ценят на работе? Почему так тяжело даётся эта самая работа, ведь ты пять лет отдал, чтобы изучить её? Вроде бы, в чём проблема – иди и обучись заново, но почему-то уже не можешь. У тебя просто нет на это времени и тех сил как раньше, у тебя семья, которая не может ждать пять лет, пока ты обучишься, их надо обеспечивать сейчас. Да и память не такая как раньше. Ведь не зря говорят, всему своё время. Так и с воспитанием, и с тем самым формированием этого самого воспитания.

То, что я сейчас наблюдаю ежедневно, нельзя назвать воспитанием как таковым. Полное ощущение того, что дети растут сами по себе, пока родители увлечены становлением своей жизни, тем самым самоутверждением, о котором сейчас все пекутся. Казалось бы, а как же дети? Начнём, наверное, с того, что детей сейчас заводят потому, что как бы надо, ведь кто-то должен падать стакан воды в старости. А воспитанием и развитием пусть занимаются сначала бабушки и дедушки, которые вроде бы их самих воспитали хорошо, вот и тут справятся. А на самом деле, у них нет на это сил, и они только умиляются и балуют внуков, не видя ничего в этом плохого. По сути, ничему плохому же они вроде и не учат, значит всё нормально. Затем они доверяют последующее воспитание и развитие своих чад специализированным учреждениям. Это детские сады, центры по развитию, так называемые школы для вундеркиндов, которые обещают сделать ваших детей гениями. Если так посудить, родители стараются, вкладывают большие деньги, тратят своё драгоценное время на дорогу в эти самые центры. Что ещё то надо?! А потом они начинают замечать, что их ребёнок не такой, каким они хотели его видеть. И тут они решают, что виноваты эти самые сады, школы, центры. Они платят деньги, а те почему-то не справляются. И то, что в этих самых учреждениях им постоянно твердят, что воспитание – это взаимодействие педагогов и родителей, они, естественно, не слышат. И тут же начинается громкое хлопанье дверьми этих самых учреждений, а самое главное нужно заявить об этом всему миру. Благо 21 век на дворе, нет ничего проще. Всего один клик и вуаля! Весь мир узнал, куда, по их мнению, можно отдавать детей, а куда нет. А если ты ещё и активный пользователь социальных сетей и всё своё время тратишь на зарабатывании лайков, то, что может быть важнее в современном мире, конечно, эти самые лайки. И естественно, имея такой почёт в сетях, ты автоматически становишься многоуважаемым и весомым, и твоё мнение является авторитетным.

Что могу сказать по этому поводу. Я, конечно, не являюсь таким «авторитетом», но, думаю, имею право на своё объективное мнение. Кто, если не я?! Ведь выросла в многодетной семье, две сестры и три брата, младшего из них родители взяли из детского дома, а таким детям нужно больше внимания и сил, чем другим. Далее – двенадцать лет работы с детьми, воспитание своих троих. Всё это, я считаю, является весомым для моих убеждений.

Порой ловлю себя на мысли, что хочется кричать от того, что вижу. Что происходит?! Как воспитывать детей, если нет воспитания у родителей?! С кем мне взаимодействовать?! Как донести суть трагедии, которая происходит с их детьми, если они не видят этой самой трагедии. Ребёнок хорошо одет, обут, накормлен и обеспечен, что ещё нужно-то в принципе. Рассуждать можно много и долго, но, думаю, чтобы все понимали суть, легче привести примеры. Вроде примеры элементарные, но они говорят о многом и важном.

Начнём с элементарного умения ребёнка обслуживать самого себя. У каждого свой возраст, когда малыш должен уметь элементарные, но очень важные для развития вещи. Я говорю об умении самостоятельно кушать, раздеваться и одеваться, правильно держать ложку, ручку, ножницы, выражать свои эмоции, при этом необязательно, чтобы ребёнок умел говорить. Ведь речь формируется у всех по-разному, кто-то к году начинает щебетать, а кто-то и к 4 годам не все слова произносит. Но выражать эмоции они учатся с рождения.

Давайте по порядку. Двенадцать лет тому назад, будучи юной, но полной желания работать с детьми, я столкнулась, как мне тогда казалось, с немыслимой проблемой. Как же так, ребёнку целых четыре года, а он не умеет снимать с себя вещи, и даже не пытается это сделать, так как не понимает, как это сделать, в то время как остальные 24 ребёнка это делать умеют. Несколько месяцев упорных моих и его стараний не прошли даром и дали свои результаты. И я довольная своим успехом не поняла, что это всего лишь начало, дальше будет по-другому. Цифры поменяются местами…

Сменив место работы, но не профессию, довелось работать с детьми из неблагополучных семей. Казалось, в семьях, где дети предоставлены сами себе, они ничего не должны уметь делать. Но, как показала реальность, они более самостоятельны и быстро обучаемы, нежели дети из благополучных и обеспеченных семей. Получается, самостоятельность формируется лучше, когда условия толкают к выживанию. А когда всё делают за тебя, то и напрягаться-то не зачем. Вот с этим я столкнулась, сменив государственное учреждение на частное. Там, где родители могут позволить для своих детей «всё» и платят за это немаленькие деньги, от воспитателей требуют высоких результатов каждый день. И нет разницы, с какими умениями и навыками ребёнок пришёл в это учреждение в свои пять лет. Он должен, можно сказать, обязан научиться писать, читать, считать, выучить иностранные языки и многое другое. При этом ничего страшного, что он не умеет элементарно самостоятельно кушать, снимать и одевать вещи, выворачивать их наизнанку, никогда не держал ручку и ножницы в руках. Нет понимания дисциплины, умения вести диалог, правильно выражать мысли, а проблемы с речью как будто сами по себе должны пройти. Как считают многие, самое главное в развитии речи это отдать ребёнка в сад, и проблема сама собой рассосётся. У детей нет режима дня, тем самым хворает дисциплина. А именно дисциплину я считаю основой для воспитания. Все делают акцент лишь на подготовку к школе, а готовить к жизни учить не хотят.

К примеру, во время прогулки с детьми, я увидела валяющийся на тропинке хлеб. Подозвала всех детей и спрашиваю, что мы должны сделать. Только один ребёнок из семи сказал, что его нужно отдать птицам, а все остальные ответили, что «ничего», пусть лежит себе дальше. Другой пример, во время прогулки к нам подошёл котёнок, как вы думаете, что сделали дети. Да, многие подошли погладить, а остальные дождались, когда я отвернусь, и стали его пинать. Напоминаю, детям по пять лет. Если к этому возрасту не привить любовь и доброе отношению к живому, то вряд ли удастся это сделать потом.

Хочу акцентировать внимание и на том, как дети обращаются к взрослым, причём к незнакомым и хорошо знакомым, которых они видят каждый день, взять к примеру хотя бы меня, их воспитателя. Не по имени отчеству и не по имени, и даже не тётя, а просто: «Эй!». Не говоря даже о том, что они не понимают, что общаться надо на «вы». Таких среди воспитанников ни один, ни два и не три, а восемь из десяти. Пора бить в колокола, да звон, боюсь, никто не услышит.

Не хотелось бы рассуждать, кто и почему виноват, но всё же скажу. Уважаемые родители! Если вы хотите сделать карьеру и вам не до детей, просто не заводите их до определённого времени, никто кроме вас не должен их воспитывать и никому так, как вам, ваши дети не нужны. А самое главное, если у вас уже есть дети, уделяйте им столько же внимания, сколько вы, современные родители, уделяете телефонам. К сожалению, именно они поглощают вас всецело, и вы готовы ради них доверить своих детей кому угодно, лишь бы они вам не мешали жить виртуальной жизнью. И самое страшное, что зависимые родители не видят этой проблемы и не могут оценить масштаб трагедии, цена которой – будущее их детей. Ведь для многих в современном мире социальные сети – это источник дохода. А приоритетом нынешней молодёжи стали деньги. Главное, чтобы их было много, и тогда можно выполнять любые капризы детей, а значит автоматически становиться, как они считают, лучшими родителями для них. Многие даже подсаживают детей на эти самые телефоны. А ребёнок не знает меру, он может просидеть с гаджетом в руках целый день. Отсюда проблемы с речью, так как нет живого общения и занятий для развития мелкой моторики. А как мы знаем, развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Так же возникают проблемы с питанием, они настолько привыкли не кушать во время, что их организм приучился наедаться маленькими порциями и не требовать еду по времени. Далее проблемы с психикой. Попробуйте забрать у своих детей телефон, и вы не узнаете своего ребёнка. Это какое-то агрессивное и неуправляемое существо. К тому же долгое напряжение глаз ведёт к ухудшению зрения, а долгое неправильное сидение и отсутствие должного движения в их возрасте приводит к физическому отставанию в развитии.

Не могу равнодушно смотреть на то, как родители стимулируют детей. Стимулом они выбирают гаджеты. Лишь бы поел, лишь бы он выполнил поручение, лишь бы не шумел при гостях, лишь бы сделал уроки и таких «лишь бы» много. Современные родители не наделены терпением и всегда куда-то спешат. И такими же хотят видеть своих детей. А когда дети не проявляют ожидаемой от них активности, родители начинают делать всё за них, чтобы сэкономить время и свои неустойчивые нервы. То есть сами кормят, сами одевают, за них решают, и тем самым нарушают многие необходимые этапы развития.

А ещё есть такой тип родителей, которые, видя проблемы своих детей, просто не относятся к этому серьёзно, я бы даже сказала, умиляются над ними. Оправдывая себя тем, что это дети, и, мол, всё равно поздно или рано научаться всему. А как это важно, чтобы всё происходило своевременно, до них, к сожалению, не доходит.

Я очень надеюсь, что крик мой души дойдёт до многих, я даже хотела так назвать данную статью, но назвала иначе. Понимаю, что каждый учиться на своих ошибках, но, главное, чтобы их видели, ведь признавать ошибки – уже половина успеха.

Марият АЛИЕВА.

Яндекс.Метрика