fsb

nak

 

ЧТО ТАКОЕ ДЖИХАД ?

581696a3779b7d3534aaae4e73be7475

4 сентября 2015 года в гостинице «Приморская» г. Махачкалы состоялся круглый стол с участием представителей духовенства республики. В ходе круглого стола на вопросы участников ответил доктор наук в области изучения Корана, советник министра вакуфов и исламских дел Кувейта шейх Усман Ахмад Абдурахим.

usman abdurahman– Что означает термин «джихад» и в чем заключается его суть?

– Джихад – это термин, которому ислам дал четкое определение и объяснил его тонкости и правила.

Слово «джихад» в лексическом значении используется, когда подразумевается приложение всех усилий и возможностей в установлении ислама и практики его решений.

В шариатском понимании у него много смыслов и определений, например: 1) борьба, усердие, 2) словесный призыв, 3) расход имущества на пути Аллаха, 4) путешествие. То есть джихад в исламе – это полная отдача сил, когда мусульманин прилагает всю жизнь, всё свое старание для распространения религии Аллаха. Доводы в пользу такого понимания имеются самые достоверные. Их так много, что они не ограничены одной сурой (главой) Корана, а приводятся во многих местах.

Есть джихад телом (физический), имуществом, временем, также всем, чем владеет человек из даров Аллаха непосредственно или путем заработка. Значит, джихад в исламе – это система, которая требует отдачи старания человека. Как ясно из религии, Аллах побудил пророка, мир ему и благословение Аллаха, а тот повелел своим сподвижникам поступать в соответствии с системой джихада, которая указывает на то, что человек должен посвятить свою душу служению на пути Аллаха в обмен на Рай. Имеется множество аятов, указывающих на этот смысл. Например: «Усердствуйте на пути Аллаха своим имуществом и физически…» (сура «Ас-Сафф», аят 11), «Поистине, Аллах принял души уверовавших и их имущество, взамен уготовив им Рай. Они борются, усердствуют и их притесняют на пути Аллаха…» («ат-Тавба», аят 111).

Вот это и есть джихад, то есть отдача своего старания на пути Аллаха ради истинной религии.

– Когда, где и кто объявляет джихад силой?

– Нужно разъяснить кое-что до того, как мы ответим на этот вопрос. Цель и основа джихада – это призыв, милость друг к другу, прощение между людьми, умение не обращать внимания на ошибки, чтобы жить в соответствии с канонами ислама.

Что касается самого термина «джихад», то это термин, используемый в борьбе с врагами ислама или с вероломством, в избавлении от притеснения. Но если рассматривать джихад как божественный закон, как возложенную на каждого обязанность, которой нужно заниматься, то нужно учитывать, что здесь есть свои условия.

Первое условие – джихад должен объявить общий для всех мусульман предводитель, исламский правитель. Он должен изучить положение мусульман, посоветоваться с учеными и затем быть тверд в убеждении, что нет иного пути к достижению цели у общины, кроме борьбы.

Но мы видим, что слово «джихад» очень нравится горячей молодежи, которая понимает его неправильно. Последствия таких «джихадов» разрушают исламскую общину.

Второе условие – джихад должен быть объявлен исламским государством. Подразумевается суверенное государство, имеющее правителя и предводителей субъектов, которые компетентны в вопросах активного противодействия.

Следующее условие – община должна иметь силы для ведения джихада. Когда мы говорим о силе, то имеется в виду не количество солдат, войска, оружия, а тактика джихада, доведение послания ислама. То есть сила в полном понимании этого слова: экономическая, финансовая, тактическая, оборонительная и стратегическая.

Также важное условие – посредством этого джихада должно достигаться общее благо. Нельзя бороться, подвергая опасности молодежь, лишь с целью добиться роскошной жизни, желая похвалы и известности или славы. Благо должно быть обосновано шариатом.

А самое важное и главное условие – постановление должно исходить от мудрости и учитывать желания всей общины. Джихад объявляется при отсутствии иного выбора, когда он не является одним из двух возможных способов. Джихад должен быть единственным путем для избавления общины от унижения и притеснения, когда такие методы, как перемирие, договор, призыв или переговоры уже бесполезны.

– Кто может и должен участвовать в джихаде?

– В исламе прописаны условия джихада и обязательные составные части его.

Из числа условий: 1) быть мусульманином, 2) совершеннолетним,   3) имеющим возможность. Но есть и другие условия, например, человек не должен быть единственным кормильцем семьи. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал одному из своих сподвижников, который возжелал выйти на джихад: «Живы ли у тебя родители?». Тот ответил утвердительно, и пророк, мир ему и благословение Аллаха, продолжил: «Тогда возле них совершай джихад (ухаживая за ними)».

Эти обязательные условия возложены на мусульманина для джихада и являются требованиями шариата. Джихад должен быть по дозволению правителя; если правитель не дозволит, это не допускается.

Муджахиду необходимо участвовать там, где совершают истинный джихад, а не политический. То, что мы сегодня видим, это политический джихад. Да, начало всегда бывает истинным – мол, надо устранить притеснение, изгнать врагов из земель мусульман, однако в итоге это становится политическим джихадом.

Еще одно условие. Как нам разъяснил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, «чтобы не была беспорядочная битва», то есть в которой непонятно, кто поднял знамя истины. Существуют знамена, которые не ясны. Мы не можем разобраться, где истина: на стороне «ИГИЛ», «Джабхат ан-нусра», «Ахрару аш-Шам» или «Свободной сирийской армии».

Для того чтобы направиться на истинный джихад, мусульманину нужно понимать, что это джихад государства. То есть исламское государство со своими силами вступило в борьбу, эта борьба распространяется в разные стороны, есть установления и приказ на эту борьбу, и только потом люди вступают в джихад.

– Какие есть виды джихада?
– В отличие от термина «борьба», у «джихада» есть множество видов. Например, человек ведет физический джихад, имуществом, отдачей своего времени, своей жизнью. Также есть джихад против притеснителей, врагов, против шайтана и против своего эго (нафса).
Самый опасный джихад – со своим нафсом. До тех пор, пока человек не совершит джихад со своим внутренним врагом – шайтаном и своими страстями – он не сможет выйти на джихад против других. Потому что прежде чем остановить внешнего врага, нужно остановить врага внутреннего – нафс, страсти.
После идет джихад с шайтаном, он самый великий враг мусульманина, потому как Аллах сказал: «Поистине, шайтан – враг, так враждуйте же с ним» («аль-Фатыр», аят 6). У шайтана есть два пути в отношении детей Адама – это запугивание и побуждение. Шайтан пугает своих последователей или украшает для них мирское, побуждая их к нему. Оба пути опасны, и нужно вести джихад.
Также есть джихад с агрессором, и мусульмане обязаны отбить нападение врага в соответствии с требованиями исламского шариата.
– Каково отношение в исламе к неприятелю на поле боя и к пленному?
– Пленение неприятеля – это один из путей, который узаконил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, для мусульман в приближении к Аллаху. Потому что искренность в отношении пленника является воздаваемым Аллахом делом. Как сказал Аллах: «…(мусульмане) кормили с любовью бедных, сирот и пленных…» («аль-Инсан», аят 8). Кормить пленного является благим делом. Можно ли говорить вообще о поджоге или убийстве, если для мусульманина обязательным является относиться хорошо даже к пленным и разъяснять им достоинства ислама.
Также пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил издевательство над пленными, как говорится в достоверном хадисе: «Поистине, обязательно в отношении пленного благонравие и почтение». Также передали от пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда ему рассказали о сожжении пленных, он сказал: «Не сжигает огнем, кроме как Создатель огня (Аллах)» (Абу Давуд).
А то, что передают, что некоторые сподвижники поджигали пленных, это недостоверно, не приведены такие факты в достоверных сборниках хадисов. А у нас есть откуда черпать решения – это Коран и сунна.
Верующий обязан кормить бедных и пленных, относиться к ним хорошо, более того, мусульманин обязан искренним отношением к ним искать приближения к Аллаху. Ведь пленный – это человек, и в человеке есть особенности, которые не дают права глумиться над ним, убивать и сжигать его, как насекомое.
– Как необходимо обращаться с неприятелем?
– С ними нужно бороться, но дозволенным шариатом способом. То есть, когда неприятель нападает на мусульманина с целью убить, то надо бороться с ним, однако не дозволяется уничтожать деревья, убивать детей и женщин, которые не участвуют в противостоянии, священников, людей, которые подчинились воле победителя.
Во время посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на поле убили женщину, и пророк, мир ему и благословение Аллаха, в сильном гневе спросил: «Кто ее убил?! Кто ее убил?!».
Когда один из сподвижников убил неверного, которого он поймал, а перед смертью тот произнес шахаду (чтобы спасти свою жизнь), пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Почему ты его убил?!» Тот ответил: «Он произнес шахаду из-за страха перед моим мечом». Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «А что ты будешь делать в Судный день с его словами: «Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха»?».
Это говорит о том, что если человек бросил оружие и сдался, то нельзя трогать его, так же, как и те владения, которые не используются в битве: строения, минареты, музеи, места обучения, больницы и т.д. Нельзя уничтожать деревья, оскорблять и унижать детей, женщин. Это все запретил нам пророк, мир ему и благословение Аллаха.
– Если государство светское, в котором не действуют шариатские законы, то является ли это поводом для объявления джихада?
– Если государство не исламское, но в нем соблюдается порядок, равенство и справедливость, людское уважение, призыв к мирному существованию разных конфессий и рас, равноправие в обществе, то нельзя мусульманину посягать на жизнь, имущество и владения жителей этого государства.
Поистине, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда желал переселения своих сподвижников, отправил их в Эфиопию. А в Эфиопии ведь не было ислама. Однако пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, там правитель, возле которого не притесняют никого».
Значит, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, желал сохранности сподвижников, то не увидел никого лучше, чем жителей Эфиопии, тогда как они были христианами, а не мусульманами. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел пойти к царю, который не был мусульманином, и находиться возле него. Значит, если в государстве установлены закон и порядок и в нем не препятствуют совершению молитв, отправлению на хадж и т.д., мусульманину запрещено объявлять джихад на этой территории.
– Как были установлены нынешние государства, в которых живут все или большей частью мусульмане: призывом или войной?
– Большинство стран, которые приняли ислам, приняли его благодаря хорошему обращению мусульман, их благому нраву и разъяснению красоты ислама. Большинство исламских стран в средней Азии, Африке и Европе приняли ислам без сражений. Это говорит о том, что правильный призыв имеет влияние, но подразумевается не красивая речь, а то, что исламский народ склонен к мягкости, прощению.
Что же касается борьбы, Аллах запретил мусульманам заставлять кого-то принимать веру. Как сказано в Коране: «Нет принуждения в религии, поистине, истинный путь стал ясным от заблуждения» («аль-Бакара», аят 256). Также Аллах сказал о немусульманах: «…если бы Аллах пожелал, то сделал бы общину единой» («ан-Нахль», аят 93). Но Аллах желает испытать рабов: кто из них боится Господа, даже не увидев Его.
Немусульмане существуют не для того, чтобы дозволять мусульманам их кровь потому, что они немусульмане. Главное, чтобы немусульманин не посягал на жизнь мусульманина, на его имущество. Примером этому может послужить то, как пророк, мир ему и благословение Аллаха, жил с иудеями и идолопоклонниками в Медине.
Если бы сражение было предписано против каждой немусульманской общины, то почему пророк, мир ему и благословение Аллаха, не воевал с иудеями до того, пока они сами не учинили вероломство, почему не боролся с неверными? Более того, всегда мусульмане жили в мире с иноверцами.
– Среди молодежи распространено слово «джихад». Почему они неправильно понимают его?
– Естественно, этому есть много причин. Это молодежь, которая не изучила истинное шариатское значение этого слова, не изучила «усулуль фикх». Эта молодежь взяла буквальный перевод текстов и не углубилась в истинное их значение, в цели и в пользу.
Также причина в том, что молодежь темпераментна, молодые люди ждут быстрого результата от каждого действия в жизни. А воспитание и облагораживание не достигается сразу, в отличие от «джихада» – тут пролил кровь, убил – и нет «проблемы», в этом они видят результат. Самовоспитание же требует долгих лет.
Также причина заключается в преобладании потока такфиризма – стремления обвинить всех людей в неверии и нечестивости.
Еще одна причина в неправильной интерпретации слова «джихад» и ограничении этого термина словом «сражение». Джихад бывает физический, имуществом, временем, пером. А молодежь ограничивает его смысл только «сражением», это неправильно. Джихад имеет более глубокий смысл, сражение – лишь одно из многих его описаний.
Также одна из причин – желание некоторых проявить героизм и показать физические способности. Они не идут, например, в спорт, а идут в леса, чтобы показать себя героем, муджахидом и воином.
Есть еще множество причин, например, воспитание, общество, эго, непонимание религии и т.д.

 

Доктор наук в области изучения Корана,
советник министра вакуфов и исламских дел Кувейта

шейх Усман Ахмад Абдурахим.

Яндекс.Метрика