ПЛЮСЫ И МИНУСЫ СЕМЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

5 013 сентября в актовом зале МКОУ «СОШ 10» прошла встреча начальника управления образованием г. Избербаша Зульфии Магомедовой с родителями (законными представителями) несовершеннолетних – учащихся общеобразовательных организаций. В рамках встречи родителей  ознакомили  с  альтернативными формами обучения, в частности с семейной формой и самообразованием.

 

В мероприятии приняли участие директор МКОУ СОШ № 10 Рабадангаджи Сулайманов, начальник отделения ПДН ОМВД по г. Избербашу, капитан полиции Ибрагим Мусаев, педагог-психолог МКОУ «СОШ № 1» Зумруд Агаева, представитель отдела просвещения в г. Избербаше Абдула Гусейнов, специалисты городского отдела опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних, СМИ, социальные педагоги и работники школ, ответственные за охват  несовершеннолетних обучением, а также представители родительских комитетов.

Открывая встречу, директор школы № 10 Рабадангаджи Сулайманов сказал, что  Конституция РФ гарантирует право на образование каждому россиянину. Она же статьёй 43 Основного закона  обязывает граждан получить основное общее образование. Другими словами, не учиться вообще у нас нельзя. Государство устанавливает общефедеральные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Но выбор формы обучения остаётся за учащимися. 

«В последнее время родители переводят своих детей на семейное обучение. Тех, кто предпочёл обычным школам такой формат образования, немало, и их количество растёт. К сожалению, чаще получается так, что забирая ребёнка из школы на семейный формат обучения, родители совсем не знают, как организовать учебный процесс, – констатировал Рабадангаджи Кадиевич. – Через несколько месяцев мы, руководители образовательных учреждений, сталкиваемся с тем, что ребёнок просто не учится – учёба пущена на самотёк, ученик сильно отстал по всем предметам, и возникает уже острая необходимость возвращать его в школьный процесс».

 Подробно о семейном обучении рассказала начальник городского управления образованием Зульфия Магомедова.

«Действительно, семейное обучение у нас набирает обороты, – сказала Зульфия Идрисовна. – В 2021 году у нас было около 10 детей на семейном обучении, в 2022 году – 19 детей, а  в текущем учебном году с заявлением оформить их ребёнка на семейную форму обучения и на самообразование обратились родители уже 30 детей. Большая часть из них – это ученики первых классов. Многие дети не прикреплены ни к одной образовательной организации, то есть они не зачислены никуда, это заставляет нас бить тревогу и организовывать такие встречи с родителями.

Регламентирующих процедуру перехода на семейное образование ключевых документов всего два:  федеральный закон «Об образовании РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и письмо Минобрнауки РФ № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме». Оба документа поясняют этапы перехода от привычной школы к домашнему обучению.

В  статье 17 федерального закона «Об образовании» говорится прямо: учёба может проходить как внутри школьных стен, так и вне общеобразовательных учреждений. Примечательно, что приоритета не даётся ни одной из форм. Но всё же есть много нюансов, которые родителям необходимо знать при переводе ребёнка на семейную форму обучения, и мы обязаны вам это разъяснить.

Семейное обучение – альтернативный формат, при котором ребёнок получает общее образование вне школы. Ответственность за его учёбу несут родители. При выборе этой формы образования у родителей возникает обязательство предоставить ребёнку необходимый материал: обучить самостоятельно или отправить в онлайн-школу. Ученик при этом в списках школы не числится».

Зульфия Идрисовна пояснила, что при выборе получения общего образования в форме семейного образования родители информируют об этом выборе орган управления образования муниципалитета. «Управление образованием обязано вести учёт всех детей, которые получают семейное образование в рамках закона «Об охвате детей обучением». Нужно учитывать, что мы  выполняем  именно учётную, а не контролирующую функцию. Два раза в год у  нас проводится акция «Забота», включающая  подворный обход по микрорайонам, которые прикреплены к школам, и запись всех детей, которые должны быть охвачены обучением,  в возрасте от 6 до 18 лет. Мы работаем совместно со службой ПДН, комиссией по делам несовершеннолетних, с отделом опеки и попечительства для того, чтобы права наших детей по получению общего образования не были ущемлены и родители исполняли свои обязанности по их воспитанию.

Ребёнок, обучающийся дома, имеет те же права, что и школьник. Он получает такой же аттестат, где зафиксирован факт получения знаний, а не особенности обучения. В высшее или средне-специальное учебное заведение он поступает на общих основаниях.

Право «семейного» ученика проходить промежуточные, переводные и итоговые экзамены на одинаковых условиях со школьниками прописано тем же Федеральным законом. Для прохождения аттестации необходимо быть зачисленным экстерном в любое заведение, имеющее лицензию и государственную аккредитацию.

Есть два варианта прохождения итоговых и промежуточных аттестаций:

– в государственных школах. Для этого ребёнку нужно прикрепиться к учреждению и очно сдавать все экзамены;

– в онлайн-школах. Чаще всего этим способом пользуются ученики, которые получают образование онлайн. В этом случае за прохождение аттестации необходимо заплатить.

По окончании школы ученики сдают ЕГЭ вместе со своими сверстниками. Никаких привилегий для них нет, как и выбора способа сдачи экзаменов –  они очные. Если ребёнок не справился с аттестацией (промежуточной или итоговой), он возвращается на очное обучение. Такие случаи у нас тоже есть.

Семейное обучение – это когда родители любят ребёнка и пытаются его поддержать. Если ребёнок при этом хочет учиться, то это  прекрасно. Если ребёнок не хочет учиться, то семейное обучение становится просто  профанацией.

Традиционное школьное образование требует ежедневного посещения уроков за исключением выходных, подразумевает жесткое расписание уроков, неукоснительное следование календарно-тематическому плану предмета. Такая форма образования подходит не каждому ребёнку.

5 1Хочу обратить внимание на то, кому семейное обучение всё же подойдёт:

– одарённым детям, добившимся высоких достижений в музыке, танцах, спорте,

– детям, чьи родители по роду работы вынуждены часто менять место жительства;

– учащимся с особенностями развития, если посещение школы связано с трудностями на бытовом уровне;

– детям, не переносящим большое скопление людей;

– ученикам, стремящимся к углублённому изучению некоторых предметов;

– творческим личностям, неприемлющим строгую дисциплину, но с радостью занимающимся самостоятельно.

Семейная форма обучения также станет хорошим выходом, если ученик столкнулся в школе с неразрешимой конфликтной ситуацией.

Недостатки обязательно присутствуют в любой форме образования. Так, недостаток общения со сверстниками в рабочей обстановке провоцирует потерю некоторых коммуникативных навыков. Свобода приводит к неумению работать по заданным параметрам, а для родителей значительно увеличивается ответственность за качество образования ребёнка.

Семейное обучение ребёнка требует от родителей огромного желания помочь ему, готовности преодолевать возникающие проблемы, разногласия по поводу учёбы, большого количества свободного времени» – подчеркнула начальник управления образованием Зульфия Магомедова.

Выступивший начальник отделения ОМВД по г. Избербашу, капитан полиции Ибрагим Мусаев, обратил внимание родителей на персональную ответственность, которую они несут в случае, если ребёнок так или иначе исключён из образовательного процесса в результате перехода на семейное обучение. «В последнее время участились случаи обращения к нам в отделение ПДН со стороны управления образованием и других контролирующих органов в связи с тем, что родители после уведомления о переводе своего чада на семейное обучение, это обучение никак не организовывают, – сказал Ибрагим Мусаев. – Ребёнок не прикреплён к учебному заведению, а родители просто не хотят, чтобы он получал образование. Первый раз на такого родителя будет составлен административный материал по  статье 5,35 часть 1 КОАП РФ и передан в ПДН. В случае повторного нарушения прав ребёнка будут рассматриваться вопрос по постановке на профилактический учёт семьи по категории «Неблагополучные родители» и проводиться соответствующие мероприятия по линии ОМВД. Хочу обратить внимание, что все дети, которых перевели на семейное обучение, находятся у нас под контролем».

Обратился к родителям на встрече также представитель отдела просвещения в г. Избербаше Абдула Гусейнов. В своём выступлении он отметил, что очное обучение, по его мнению, всегда лучше: «Живая связь с учителем очень важна, когда можно подойти, поговорить глаза в глаза, перенимая знания, что называется «от сердца к сердцу».

На мероприятии педагог-психолог Зумруд Агаева поведала родителям о психологическом аспекте перевода ребёнка на семейное обучение.

А. МАЗГАРОВА.

Яндекс.Метрика