ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА!

 

5 0Салихат Магомедсаламовна Адзиева – директор ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж имени М.М. Меджидова».

Родилась 16 февраля 1971 г. в с. Ванашимахи Сергокалинского района. В 1988 году окончила Ванашимахинскую среднюю общеобразовательную школу. В 1988 году поступила в Дагестанский педагогический институт на факультет истории и права, по окончании которого в 1993 году начала трудовую деятельность в качестве преподавателя истории в Избербашском педагогическом колледже. В 2007 году в ДГУ защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему: «Сословно-классовая структура и формы зависимых отношений в Дагестане в XVIII – начале XIX века.

С 6 октября 2020 года назначена на должность директора ГБПОУ РД «ППК имени М.М. Меджидова». Является почётным работником воспитания и просвещения РФ, автором двух монографий и более 60 научных статей.

– Салихат Магомедсаламовна, Вы относительно недавно вступили в обязанности директора. С какими трудностями приходится сталкиваться?

 

– Я думаю, что любой небезразличный к своей работе человек (и неважно, в какой он должности) не огражден от трудностей. Конечно, и мне приходится довольно часто сталкиваться с проблемами разного характера, будь то хозяйственными или организационными. Главная проблема – это финансирование. С этим сталкиваются практически все. Иногда приходится решать и личные проблемы студентов, педагогов: выслушать, дать совет, помочь. И всё это естественно: я стараюсь создать для преподавателей и студентов комфортную среду. С коллективом мне очень повезло: меня окружают грамотные, добросовестные и преданные своему делу педагоги, на которых я всегда могу положиться. И вместе мы можем решить любую задачу, какой бы трудной она ни была. А проблем, конечно, бывает предостаточно.

– Ваш колледж отмечает 100-летний юбилей, это первое учебное заведение в республике, которое может этим похвастаться. Что Вы скажете по этому поводу?

– Да, действительно. Как Вы отметили, наш колледж первое образовательное заведение, которое на протяжении века из своих стен непрерывно выпускает квалифицированных учителей. Но это не только наш юбилей. Вместе с нами прошли столетний тернистый путь и Буйнакский педагогический колледж. Отсчет своей истории наш колледж ведет с 1922 года. Тогда, 100 лет назад, в городе Темирхан-Шуре – ныне город Буйнакск, состоялось торжественное открытие  Первого Дагестанского государственного техникума, ставшего 1-ым Буйнакским педагогическим училищем – настоящей кузницей кадров дагестанской интеллигенции. В 1975 году в связи с разрушительным землетрясением в Дагестане это училище было переведено из Буйнакска в город Избербаш, где в 1976 году объединились 1-е Буйнакское и Избербашское педагогические училища.

В 2016 году училище было переименовано в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан «Профессионально-педагогический колледж имени М.М. Меджидова» в целях увековечения памяти видного государственного деятеля, заслуженного учителя школы РФ и ДАССР, Кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени Меджидова Магомеда Меджидовича.

Какие образовательные традиции сложились в ППК?

Образовательный и воспитательный потенциал, который строится на уважении к людям и любви к своему делу – это самое важное, то, что мы храним годами, чем дорожим. Традицией для нас ещё стало и то, что значительная часть наших преподавателей – это наши выпускники. Так мы можем с одной стороны сохранить преемственность поколений, с другой – обеспечить возрождение традиций в новом, современном формате.

Какие программы Вы реализуете на сегодняшний день?

– Из стен нашего колледжа мы выпускаем специалистов по нескольким компетенциям, это:

- преподавание в начальных классах (по выбору – с правом преподавания родного языка),

- изобразительное искусство и черчение,

- дизайн (по отраслям),

- музыкальное образование,

- дошкольное образование,

- физическая культура,

- право и организация социального обеспечения.

Гарантируете ли вы трудоустройство? Ведь это так важно для молодого специалиста?

– Наша задача – содействовать трудоустройству выпускников и всячески помогать им, т.е. мы собираем информацию от управлений образования, связываемся со школами, детскими садами: если у них есть вакансия – они нам присылают информацию, и эту информацию мы доводим до наших выпускников. В принципе, наши выпускники всегда востребованы в школах города и районов республики. Мы практикуем приглашение директоров школ города и работников отдела образования на ГИА, где выпускники колледжа выступают с защитой Выпускных квалификационных работ. Уже на этих экзаменах многие выпускники получают приглашение на работу, если не получили его во время прохождения преддипломной практики. Кроме того, на сегодняшний день наш колледж, как и многие другие ссузы, реализует проект «Билет в будущее», помогающий определиться и получить востребованную профессию, а затем и трудоустроиться. На базе нашего колледжа мы открыли Центр профессиональной переподготовки, который позволит получить (и не только нашим студентам, но и всем желающим) ещё одну, возможно, более востребованную на рынке труда специальность и реализовать себя в новом направлении.

На Ваш взгляд, какой подход при взаимодействии со студентами более эффективен – авторитарный, либеральный или демократичный?

– Думаю, на сегодняшний день самый приемлемый вид взаимодействия – это демократическое сотрудничество. Педагог и студент должны именно сотрудничать и в процессе обучения, и в процессе воспитания. При этом педагог – это пример для подражания, его облик, поведение, речь, образ жизни, поступки – всё должно стать для воспитанников образцом.

– Как изменилось педагогическое образование за это время?

– Сейчас в системе образования много новшеств, поэтому и подготовка педагогических кадров претерпевает изменения. Основной упор делаем не на традиционные лекции, а на практические занятия, которые требуют активности от самих студентов. Помните, как у Конфуция: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне сделать – я пойму». Отдельный вид деятельности, который входит в курс педагогического образования – педагогическая практика, взаимодействие с родителями и коллегами, а также ведение документации – этому сейчас уделяется особое внимание.

– Как вы полагаете, сейчас профессия учителя престижна?

– Вряд ли, к большому сожалению. Сейчас на уровне государства принимают меры, чтобы повысить авторитет учителя в обществе, но пока этого недостаточно. Преподавание – огромный труд, работа, которая не заканчивается, когда учитель выходит за пределы учебного заведения. По моему мнению, учитель – не профессия, а призвание, служение во благо общества. Очень мудро и правильно, что правительство приняло решение: следующий 2023 год объявило годом педагога и наставника. Я думаю, это тоже поднимет престиж нашей профессии.

– Почему сейчас дефицит учителей во многих школах?

– Кадровые проблемы действительно есть, но они связаны с принципиальными изменениями в подготовке педагогов. Если говорить о среднем профессиональном образовании – «золотые» годы мы переживали в 90-е. Тогда в классификаторе среднего профобразования было больше специальностей. Сегодня их намного меньше. Учителей-предметников теперь готовят только вузы. Результат такого решения понятен уже сегодня: катастрофически нарастает кадровый дефицит в школах. Дело в том, что педагоги с высшим образованием стараются устроиться в другие сферы, не идут работать в школы, в то время как выпускники педагогических колледжей очень востребованы в школах и сами с удовольствием идут работать школьными учителями. Представьте, насколько критична эта проблема в сельской местности, в отдалённых районах, не говоря о положении в городских школах.

Мы предполагаем, что перед Вами, как новым руководителем достаточно крупного учебного заведения, стоит ряд задач. Какая из них на сегодняшний день является приоритетной?

– Внедрение новых стандартов СПО и всех тех новых преобразовательных мероприятий, которые стоят сегодня перед образованием в России, в целом необходимо улучшить качество подготовки студентов. Вопрос о самоуправлении: что студенты могут и должны делать в колледже самостоятельно? Вопрос, которым занимаются очень долго. Я считаю, студент может всё, главное, его правильно направить. Каждый должен просто осознать свою роль в самоуправлении. Понять, что это не самоуправство, а совместный труд с педагогическим коллективом. Тогда совместно решим все вопросы развития и жизни колледжа.

– Какой вопрос, на который вы бы хотели ответить, мы вам не задали?

– Вопрос нашего будущего, вопрос, связанный с демонстрационным экзаменом. Что это такое демонстрационный экзамен? В настоящее время для того, чтобы понять в рамках той же оптимизации, какие учреждения готовят хороших, качественных специалистов, вводится процедура экспертизы. Смысл ее в том, что оценивают качество подготовки выпускников не свои преподаватели, а независимые эксперты, люди со стороны, которые нас не знают. Как правило, это люди, которые будут брать вас на работу, и они, с одной стороны, смотрят, как вы готовы, а с другой стороны, если кто-то им понравится, они сразу себе это помечают, что этого человека надо брать на работу. Это как своеобразное собеседование при приеме на работу. Соответственно, чем больше наших студентов будут сдавать успешно демонстрационный экзамен, тем к нам благосклонней будет относиться наш работодатель – Министерство образования. Бояться этого экзамена не надо, он как ЕГЭ. Он есть и будет, и к нему надо просто хорошо готовиться.

– Можете нам озвучить Ваши ближайшие планы?

– В этом году мы уже планируем создать на базе колледжа Центр для проведения демонстрационного экзамена по компетенции «Преподавание в начальных классах», в следующем году – по компетенциям: «Дошкольное образование», ПСО и «Физическая культура». Конечно, это требует больших финансовых затрат, но, думаю, справимся и реализуем намеченные планы. Кроме того, для удобства наших студентов, чтобы всё было в одном месте, мы хотим создать свои площадки для прохождения практики. Это позволит нам готовить специалистов высокого класса, востребованных на рынке труда, чтобы работодатель был заинтересован в наших выпускниках.

– Самый лучший, ценный совет, который вы дали бы студентам?

– Сегодня модно хорошо учиться. Поэтому, мой совет и пожелание: учиться, учиться и учиться. Учеба – это труд, упорство. Сегодня нужно использовать все возможное, чтобы получить хорошие знания. Надо стараться во всём. Только тогда можно добиться какого-то результата и стать востребованным в обществе и удовлетворенным собой.

– Что пожелаете своим коллегам и студентам, тем, кто ещё готовится стать учителем?

– Желаю доброты и искренности в отношениях, вдохновения для того, чтобы постоянно совершенствоваться в профессии. Если учитель открыт новому опыту, ищет для себя новые рубежи, не останавливаясь на достигнутом, признание и любовь учеников ему обеспечены, а это главная награда за наш труд.

 

ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА-НОВАТОРА

 

5 1Работоспособность коллектива

Зависит часто от того,

Кто возглавляет, управляет,

Кто ценит, пестует его.

 

Давудбек Магомедович Вечедов – кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Республики Дагестан, Почётный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, Член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования, обладатель Высшего Национального ордена Великой России «Персона Эпохи», был руководителем педагогического колледжа 32 года, с 1988 по 2020 год.

Его по праву можно отнести к когорте выдающихся руководителей. В Вечедове гармонично сочетались качества ученого, общественного деятеля, организатора и педагога-новатора. По его инициативе были открыты специальности «Преподавание в начальных классах» (1992 г.) и «Дизайн по отраслям» (2016 г.). Благодаря усилиям Давудбека Магомедовича на базе колледжа был организован ресурсный центр подготовки и курсы повышения квалификации учителей города.

Под руководством Давудбека Магомедовича образовательное учреждение получило статус колледжа, стало многопрофильным и многофункциональным.  Успешно апробировались и внедрялись директором вместе с коллективом колледжа новые методические и материальные технологии.

Давудбек Магомедович отличался тем, что всецело поощрял и стимулировал творческую инициативу работников, поддерживал благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

Большой его заслугой является обеспечение в колледже стабильности педагогических кадров, создание необходимых условий для повышения профессионального мастерства преподавателей, качественного улучшения результатов образовательной деятельности.

Как наставник он помог множеству своих подчиненных достичь больших высот и добиться почетных государственных званий: 4 преподавателя получили ученую степень; 22 преподавателя получили почетное звание «Заслуженный учитель РД»; 1 стал Заслуженным работником культуры РФ; 4 – Заслуженными работники культуры РД; 30 – Почётными работниками СПО РФ; 4 получили Почётные грамоты Минобразования и науки РФ; 62 педагога удостоились звания Отличников образования РД.

Нельзя забывать и о том, что Давудбек Магомедович и сам талантливый педагог-исследователь, автор 2-х монографий (2009, 2013 гг.), многочисленных сборников, методических рекомендаций и разработок, более 25 научных работ, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах ВАК.

Созданная им инициативная, творческая атмосфера в коллективе, поддержка новаторских предложений коллег вывели на новый высокий уровень исследовательскую деятельность педагогов и студентов. Ежегодно преподаватели и студенты успешно участвовали во всех рейтинговых мероприятиях, конкурсах республиканских и всероссийских. Обладателями гранта Президента РФ в области образования стали 2 преподавателя (2009, 2011 гг.), победителями конкурса грантов Президента РД стали Вечедов Д.М. (2010 г.), 4 студента колледжа (2009, 2011, 2012 гг.); лауреатами премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи стали 2 студента (2010, 2012 гг.). Победителями Всероссийского форума научной молодёжи «Шаг в будущее» стали 2 студента (Москва, 2011 г., 2012 г.).

По инициативе Вечедова и при его активном участии на базе колледжа регулярно проводились научно-практические конференции, семинары, мастер-классы, творческие встречи с деятелями науки и культуры.

Также под его шефством в колледже были проведены региональная научно-практическая конференция «Формирование социально-педагогической активности студентов педколледжей» (2005 г.), всероссийская научно-практическая конференция «Образование и воспитание детей и молодёжи средствами изобразительного искусства, музыки и литературы» (2008 г.), республиканская научно-практическая конференция «Технологии обучения: сущность, опыт применения, проблемы развития» (2009 г.), региональная научно-практическая конференция «Формирование имиджа будущего учителя в процессе обучения в колледже» (2011 г.).

За годы под его началом колледж превратился в крупный учебно-методический и культурный центр с хорошей материально-технической базой и опытными квалифицированными преподавателями. Были созданы компьютерные классы, оформлены и оснащены учебные кабинеты и лаборатории, начал функционировать научно-методический центр, центр художественно-эстетического образования. Руководителем были созданы все условия для подготовки квалифицированных специалистов. Опыт работы педагогического колледжа неоднократно обобщался и освещался на страницах центральных журналов и газет.

Давудбек Магомедович плодотворно работал в Совете директоров образовательных учреждений СПО РД, являлся членом Президиума Совета директоров педколледжей Южного Федерального округа, многие годы являлся членом редакционного совета научно-методического журнала «Специалист».

Высокий профессионализм, требовательность, преданность делу снискали Вечедову заслуженный авторитет и уважение в коллективе преподавателей и студентов колледжа и среди педагогического сообщества республики.

Коллектив преподавателей, студентов, работников сердечно поздравляет Давудбека Магомедовича со 100-летним юбилеем колледжа и выражает слова искренней благодарности! Желаем ему здоровья и мира, бодрости духа и благополучия!

С.М. АДЗИЕВА,

директор ГБПОУ РД

«ППК имени М.М. Меджидова».

 

 

СЕМЬ НОТ СКВОЗЬ СТОЛЕТИЕ

 

История деятельности музыкального отделения ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им. М. М. Меджидова берёт начало с 1971 года в Буйнакском педагогическом училище.

6 0Внедренная в образовательный процесс страны новая система музыкального воспитания по системе Д.Б. Кабалевского требовала воспитывать учителей музыки, полноценно владеющих музыкальным инструментом, обладающих навыками организации вокально-хорового исполнительства. Выпускники училища должны были обеспечить новый качественный сдвиг в области музыкального образования в школах республики. Для реализации идей в Буйнакское педучилище были отправлены выпускники Дагестанского педагогического института высококвалифицированные педагоги-музыканты: Вечедов Д.М., Вечедов П.М., Курачев Т.С., Хайрулаев А.Р., Елисеева О.В., Бахмудова З.Д., Балабеков К.Г., Абакаров А.А., Газиев А.А., Азизов А.И., Алиханов З.М., Белецкий Б.А. Молодые энтузиасты зажгли эстафету в деле подготовки учителей-музыкантов нового типа.

После разрушительного землетрясения в 1975 году Буйнакское педучилище было переведено в Избербаш. Деятельность музыкального отделения вступила в новую творческую полосу. Коллектив пополнился ценителями и пропагандистами народного творчества из Избербашского педучилища – Абдулкеримовым Н.К., Гасановым М.Г., Магомедовым М.А.

С 1973 по 1988 год музыкальное отделение возглавлял Вечедов Давудбек Магомедович – талантливый организатор, прекрасный педагог, страстный поклонник искусства. Его деятельность была посвящена определению и развитию творческого начала и становлению педагогического коллектива музыкального отделения.

В 1979 году в педучилище была открыта школа-интернат для талантливых, музыкально одаренных детей. Здесь, обучаясь с 1 класса, ребята с дальних уголков и районов горного Дагестана учились музыкальной грамоте, игре на музыкальных инструментах. Отделение стало своего рода культурным центром города. Наряду с музыкальными дисциплинами при школе-интернат была открыта хореографическая студия (рук. Шамхалов З., Даибов Р. Сулейманов Р.).

Новой плеяде молодых педагогов предстояло решать вопросы реализации методики преподавания и воспитания юных дарований. Открывают новую страницу в деятельности музыкального отделения преподаватели: Калмыкова Н.А., Жукова В.Н., Мышляева И.Д., Асланбекова Т.А, Нажиров Н.М., Гаджиев Г.А, Ханча Д.Д., Бурняшова Т.В., Малахмедов Р., Абдусаламова Л.М., Ахмедова Л.И, Литвинова Л.П., Гасанова А.М., Керимханова Б.А, Камилова Н.С, Исаев М.А, Ашурбеков Б.И., Мышляев Н.И., Нажибаева А.Н, Устинова Т.Н, Керимханова Т.М, Агакишиева Л.В, Ермилова Л. Н, Исмаилова Л.И., Бондаренко Н.В., Ковальская Е.А, Магомедов Г., Магомедов М.

Шло время, рос опыт и мастерство педагогов. В эти годы на отделении особое внимание уделялось участию студентов в различных творческих конкурсах, в деятельности клуба «Альянс» (рук. Абдусаламова Л.М.), духового оркестра (рук. Белецкий Б.А.), театральной студии (Мышляева И.Д.), кукольного театра (Камилова Н.С.).

Детский хор школы-интерната «Ручеек» (руководитель Вечедов П.М.) представил республику на декаде искусства Дагестана в Москве. Выступление хора во Дворце съездов в Кремле отмечено Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Дагестана.

Хоровые концерты смешанного, женского, мужского, юношеского и детских хоров в рамках Недели музыки становятся визитной карточкой отделения. Выступления духового оркестра, оркестра баянистов, аккордеонистов и оркестра русских народных инструментов до сих пор остаются ярким воспоминанием тех дней у горожан и гостей города.

В 1988 г. музыкальное отделение возглавил Хайрулаев Абакар Расулович. Организовывать и направлять работу студентов в это время было поручено новой плеяде педагогов: Исаеву Р.Г, Гамидовой М.Д., Рамазановой З.М., Ляховой Е.В., Закиеву М.З., Халиловой Ф.Н., Алиевой К.Н., Гаджиевой Н.К, Абдуллаевой Р.М, Мисрихановой З.К., Салиевой Р.П., Рашидовой З.М., Мустафаевой Г.А, Курбановой П.Ч., Агакишиеву Э.С., Аленишко И.В., Абдулгалимовой И.Ш., Гаджиеву А., Рабаданову А.Г., Вердиянц Э.Г., Джабраиловой С.М., Абдулгалимовой М.Ш, Эфендиевой Ф.А., Лукмановой З. А, Газимагомедову Р.А, Багаудиновой А.М., Меньшиковой Г.Б., Абдуллаевой М.Р., Ибрагимовой Э.Н, Магомедову Ш.

20 лет руководила работой отделения Елисеева Ольга Васильевна, которая сумела сплотить педагогический коллектив, в который вливались со временем все новые и новые молодые специалисты: Вечедова Э.П., Рамазанова Р.М., Бадрудинова З.Г, Сулейманова Н.Р, Загирбекова Н.Ш., Гайдарова П.Б., Абакарова У. А., Джабраилова Л. Я., Мышляева В.Н., Балашева Б.И., Кочмарева О.Г.

Наиболее востребованными в этот период стали формы обобщения и передачи опыта через мастер-классы преподавателей, сольные концертные выступления студентов и преподавателей; новой традицией стали встречи с творческой интеллигенцией – композиторами Дагестана, с музыкантами и коллективами Государственной филармонии РД им. Т. Мурадова в рамках программы «Музыкальный абонемент».

На отделении проводились профессиональные конкурсы «Лучший по профессии», «Молодые голоса», «Школьный учитель у рояля», конкурс «Каков ты, будущий учитель?» и конкурс молодых исследователей «Шаг в будущее». Коллектив чествует лауреатов конкурса: студентку 4 курса Богатырову Рапият (рук. Бахмудова З.Д., конкурс дирижеров в г. Орджоникидзе), Вечедова П.М. (г. Махачкала «Учитель года-94»), Загирбекову Н. Ш.  (г. Махачкала, «Учитель года-2008»), Кочмареву О. Г. (г. Таганрог, Диплом 2 степени конкурса хорового дирижирования и работы с хором, посвященный Д. Кабалевскому 2014 г.)

Система музыкального образования на протяжении последних двух десятилетий республики переживает сложный период. Именно в это сложное время, с 2013 г. приняла руководство коллективом Бахмудова Зулайха Дагировна. Зулайха Дагировна – чуткий руководитель, профессионал своего дела, душой и сердцем болеющий за сохранение и развитие лучших традиций отделения. Ей удалось сформировать и реализовать систему по подготовке профессиональных учителей - музыкантов и продолжить работу по приобщению подрастающего поколения к музыкальному искусству и творчеству. В основу содержания системы музыкального образования ею положены апробированные традиции обучения молодёжи на лучших образцах классической и народной музыки: неизменными праздниками души стали «Посвящение в музыканты», «Праздник детской песни», «Весенняя капель», «Музыкальная гостиная», «Музыкальный календарь, КВН.

Сегодня на музыкальном отделении работают 35 преподавателей. Педагогическая и творческая деятельность многих отмечена почетными званиями и наградами.

Важное место в жизни отделения занимают творческие коллективы, которые участвуют в концертной жизни города, республики: хор преподавателей «Учитель» (рук. Бахмудова З.Д.), вокальные ансамбли «Лира» (рук. Гасанова А) и «Молодость» (рук. Рамазанова Р.М.), академические хоры – мужской, женский, смешанный (рук. Алиева К.Н., Исаева Л. К., Михрабова М.Р.), оркестр русских народных инструментов (рук. Гайдарова П.Б.), ансамбль кумузистов (рук. Рамазанова З.М.).

Они являются активными участниками следующих проектов: отчетный концерт отделения «Прекрасное должно быть величаво» (рук. Мамедова Ф. А), музыкальное оформление военно-спортивной игры «Орленок» и городские концерты (рук. ГасановаА., Исаев М. Г., Нажиров Н.М., Ибрагимова Э.Н.), гала-концерт победителей СПУЗ (рук. Гамидова М.Д., Ляхова Е.В.), концерт, посвящённый слёту отличников РД (рук. Салиева Х.Б.), творческий отчёт преподавателей и студентов (руководитель Бахмудова З.Д.).

Творческие коллективы помогают совершенствовать исполнительские навыки, сохранять и развивать культурное наследие республики, а также вносят вклад в формирование единого, большого пространства искусства республики. Студенты отделения успешно участвуют в акциях «Ночь музеев», «Студенческая весна», «Русская весна», «Крымская весна», «Живи, твори, мечтай!», «Очаг мой, Дагестан», «Уголок России», «Без срока давности». Дипломами 2 и 3 степени Региональных молодёжных дельфийских игр РД отмечено участие студентов Ибрагимова А., Рамазанова Р., Джамбулатова Р. (рук. Рамазанова З. М.), Гаджиева М. (рук. Рамазанова Р.М.).

Руководитель отделения Бахмудова З.Д. поддерживает активное сотрудничество с факультетом музыки ДГПУ. Одной из форм традиционных хоровых мероприятий стали совместные праздники «Недели хоровой музыки».

Зулайхе Дагировне удалось создать особую атмосферу творчества, инициативы, профессионализма, которая всегда обеспечивает коллективу возможность быть в числе лидирующих.

За годы существования музыкальное отделение подготовило свыше 3 тысяч учителей музыки и музыкальных руководителей, подавляющее большинство которых окончили впоследствии вузы и связали свою профессиональную судьбу с музыкальным воспитанием подрастающего поколения, многие вернулись в родные стены и стали коллегами своих наставников. Выпускники музыкального отделения плодотворно трудятся не только в школах республики и страны, но и за границей: это сёстры Абдулгалимовы Муминат и Чумиздаг, которые трудятся в Швейцарии; Ибрагимова А., профессиональный путь которой привел е в Чехию; Мустафаев Азамат, работающий в Польше.

Сегодня преподавательский коллектив музыкального отделения беспокоит прогрессирующее уменьшение количества обучающихся по ряду основополагающих музыкальных специальностей, что не соответствует государственным интересам, не способствует сохранению самобытности народов Дагестана. Впереди новые высоты и непрерывная работа в достижении главной цели – профессиональной подготовки будущего учителя музыки и музыкального руководителя ДОУ. Основным кредо отделения остается девиз: «Творить – значит жить!»

Музыкальное отделение живет полноценной творческой педагогической деятельностью и с оптимизмом смотрит в будущее, в котором его историю ждет достойное продолжение!

З.А. ДЖАНАЕВА,

председатель ПЦК музыкального

инструментального класса колледжа.

 

 

КРАСКИ И КИСТЬ – ЖИВОПИСЬ, ТВОРИСЬ!

 

Специальность «Изобразительное искусство и черчение» была основана в 1974 году в г. Буйнакске при активном содействии известного в республике педагога-энтузиаста Магомеда Дугричилова, Заслуженного учителя ДАССР и РСФСР, художника, участника ВОВ, директора Избербашского педучилища.

7 0 

Благодаря кипучей энергии Магомеда Дугричилова на базе Избербашского педучилища была основана школа-интернат для одаренных детей и открыт Музей истории народного образования РД. По инициативе Магомеда Муртузалиевича была создана галерея из картин-подлинников художников Дагестана. И сегодня экспозиция галереи является гордостью педагогического колледжа – это духовно-культурная ценность, живой источник вдохновения для преподавателей и студентов.

В состав первых преподавателей специальности «Изобразительное искусство и черчение» вошли старейшие педагоги: Нагорнова Е.Е. – Заслуженный учитель школ ДАССР и Мануйлов А.Б. – Почетный работник СПО РФ.

Основной костяк коллектива преподавателей составили выпускники Художественно-графического факультета ДГПИ: Казбеков Ш.Х. – Заслуженный учитель РД, член Союза журналистов, художник, участник Региональных и Всероссийских выставок; Гасанов Х.А. – Заслуженный учитель РД, Почётный работник СПО РФ, художник, участник выставок; Алескеров А.А. –  Отличник образования РД, участник выставок; Алибеков А.Н. – Отличник образования РД;  Хасаева С.М. – Почётный работник СПО РФ; Омаров О.М. – Почетный работник СПО РФ; Сеидова С.-Г.А. – Заслуженный учитель РД, Почётный работник СПО РФ; Житников Б.Ю. – участник выставок; Балашев И.Б. – Почётный работник СПО РФ; Омарова Л.В. – Почётный работник СПО РФ; Багомедова С.Р. и Омаров А. И. –  участники выставок.

Благодаря стараниям преподавателей началась большая оформительская работа в кабинетах и учебных мастерских для полноценного функционирования учебного процесса. Вскоре ряды преподавателей пополнились выпускниками отделения. Среди них Ибрагимова Г.М. – Почётный работник СПО РФ; Гаджикеримов М.А. – Отличник образования РД; Рамазанов Н.Ю. – Почётный работник СПО РФ; Гайдаров Г.Б. – лауреат Почётной грамоты Минобразования и науки РФ; Рамазанов П.Н. – Почётный работник СПО РФ; Закарьгаев А.А. – Отличник образования РД; Мангушева Х.Р. – Заслуженый учитель РД; Баталова А.Х. – Заслуженный учитель РД; Рагимова Р.Д.

Огромное воспитательное значение для развития общей культуры, духовно-нравственного воспитания студентов имели встречи с ветеранами войны, известными деятелями искусства, культуры, науки и образования: встречи с Героями Советского Союза Александром Подорожным и Гаджи Сулеймановым, генерал-лейтенантом Магомедом Танкаевым, героем России Магомедом Толбоевым, встреча с народным учителем Булачом Гаджиевым, поэтом Алексеем Марковым, скульптором Г. Гейбатовым, искусствоведом Л. Шолоховой, с народной художницей Манабой Магомедовой, представителями НИИ педагогики С. Гаджимурадовым, М. Байрамбековым, специалистом ДИРО Б. Пираметовым (выпускником специальности «ИЗО и Черчение»), ведущими специалистами ДГУ, ДГПУ, докторами педагогических наук, профессорами Моллаевым Д.М., Раджабовым И.М., Мусаевым А.Б, Омаровым М.М., Рашидовым О.К., Омаровым Х.Г. и многими другими выдающимися людьми.

Магомед Дугричилов был зачинателем и активным организатором творческих, воспитательных встреч для студентов и преподавателей, это стало доброй традицией в колледже. Эту замечательную традицию продолжил последователь Дугричилова директор Давудбек Вечедов.

Художественно-педагогическое образование в колледже включает в себя народное и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоничное развитие личности, её духовного мира. Такой подход во многом определяет успех в возникновении национального, народного искусства. На отделении начали возрождаться нацио­нальные традиции народного, прикладного искусства: в художественной обработке дерева (малые формы, резьба по дереву) – преподаватели Гасанов Х.А., Житников Б.Ю., Балашев И.Б, Гайдаров Г.Б; искусство вышивки и макраме – Хасаева С.М; Мангушева Х.Р., ковроделие и кайтагская вышивка – Баталова А.Х; моделирование национальной одежды – Мангушева Х.Р; оформи­тельское и декоративно-прикладное искусство – Рамазанов Н.Ю., Рамазанов П.Н.

С появлением специальности «Дизайн (по отраслям)» ведущими специалистами этой отрасли стали преподаватели Гаджикеримов М.А., Закаригаев А.А.

На отделении активно проводятся профессиональные конкурсы, выставки творческих работ преподавателей и студентов в рамках города и республики, лекции, концерты, КВНы, выступления художественной самодея­тельности. Встречи выпускников разных лет на церемонии последнего звонка в колледже стали еще одной славной традицией.

Преподаватели колледжа принимали активное участие в педагогических форумах, в региональных научно-практических конференциях, семинарах. Так были опубликованы доклады ведущих преподавателей специальности «Изобразительное искусство и черчение», принявших участие в научно-практической конференции «Искусство, традиции и культура народов Дагестана в системе образования». Были опубликованы материалы: Казбекова Ш.М., Гасанова Х.А., Сеидовой С-Г.А., Хасаевой С.М., Мангушевой Х.Р.

Об успехах преподавателей специальности публикуются   статьи в СМИ. В «Дагестанской правде» была опубликована  статья «Избербашская Коко Шанель» о талантливом руководителе моделирования одежды Мангушевой Х.Р., занявшей 1 место в номинации «Рандеву» на Международном конкурсе молодых дизайнеров, проводимом благотворительным фондом «Русский силуэт». Незабываемые показы мод от Мангушевой Х.Р. были «гвоздем» программы ежегодного республиканского Смотра художественной самодеятельности колледжа.

Преподаватели и студенты специальности активно участвуют в рейтинговых мероприятиях различных уровней, научно-практических конференциях молодых исследователей «Шаг в будущее», в республиканских профессиональных конкурсах «Каков ты, будущий учитель?».

С первых дней проведения республиканского профессионального конкурса «Каков ты, будущий учитель?» (с 1991 по 2016 г.) студенты специальности успешно выступали, добиваясь призовых мест. За многолетнюю успешную подготовку студентов к участию в этом конкурсе преподаватели Сеидова С-Г.А. и Бурняшова Т.В. были отмечены Благодарностью Министерства образования и науки РД в номинации «Эстетический цикл».

Студенты специальности не раз становились призёрами конкурса «Шаг в будущее»: в 2011-2012 г. дипломом 1 степени была награждена  Ахмедбекова Патриция  под руководством Баталовой А.Х.; также диплома 1 степени в тот период удостоилась Телеева Гурият под руководством Мангушевой Х.Р.; в 2012-2013 г. диплом 3 степени получил Магомедов Ислам под руководством Казбекова Ш.Х., диплом 2 степени завоевала Зейналова Айшет; в 2014-2015 г. дипломы 3 степени заслужила Рамазанова Эльмира под руководством Мангушевой Х.Р.; в 2015-2016 годы лауреатом диплома 3 степени Гасангусейнова Сабина, дипломы 2 степени достались Талыбовой Сабире и Бутаеву Надыру; в 2016-2017 г. диплом 3 степени получила Хизриева Асият

Студенты отделения неоднократно удостаивались Гранта Президента РД:  в 2011 г. Грант Президента РД получила Ахмедбекова Патриция; в 2012 г. – Балашева Эльмира и Газиева Умуриза; в 2014 г. – Зейналова Айшет; в  2019 г. президентским Грантом была отмечена преподаватель Баталова А.Х.

Лучшие выпускники специальности, окончив Художественно-графический факультет Дагестанского государственного педагогического университета были приняты преподавателями в родной колледж по специальности, продолжили дело своих преподавателей по качественной подготовке специалистов для школ республики.

Сегодня на отделении работают 19 преподавателей. Из них 13 являются выпускниками отделения «Изобразительное искусство и черчение». Руководит отделением преподаватель ПЦК профессиональных дисциплин специальностей Дизайн и ИЗО – Рамазанов П.Н.

Отделение поддерживают тесную связь со своими выпускниками. Выпускники отделения приезжают в колледж с персональными выставками, организуются творческие встречи, мастер-классы для студентов. Активно передают опыт будущим коллегам Дуадов Абакар – директор художественной школы      г. Буйнакск, Попков Сергей – учитель художественной школы, г. Буйнакск, Суваков Бадавдин – художник музея ДПИ г. Буйнакска, Алисултанов Эльман – член Союза художников России, г. Москва., Закарьяев Закарья, Тихилов Саид – члены союза художников Дагестана, Черимурзаев Ибадулла – директор МКОУ СОШ с. Хамаматаюрт Бабаюртовского pайона, Ималов Рустам – член союза художников Дагестана, Пираметов Балакши –  ведущий специалист эстетического отдела ДИРО г. Махачкалы, Шило Светлана –  член-корреспондент газеты «Дагестанская правда» и многие другие наши выпускники, которыми мы гордимся!

Выпускники специальности «Изобразительное искусство и черчение» успешно трудятся во всех уголках Дагестана, нашей необъятной страны за её пределами.

С.А. СЕИДОВА,

зам. директора по УПР колледжа.

 

ЮВЕЛИРЫ ДЕТСКИХ ДУШ

 

Всё начинается со школы, а школа – с учителя! В 21 веке, когда знаний становится всё больше, а наука мчится всё быстрей, учитель начальных классов приобретает новое значение для развития общества. От представителей этой профессии во многом зависит судьба людей и будущее государства.

8 0

Учитель начальных классов как личность и профессионал помогает ребёнку войти в мир культурно-социальных отношений, приобщает детей к духовному наследию прошлого и новейшим достижениям человеческой цивилизации.

В 1929 году в казармах солдат Красной Армии в Дешлагаре был открыт педагогический техникум для выпуска учителей для даргинских школ. Сергокалинское педучилище функционировало до 1935 года, с 1935 по 1941 год оно было в городе Буйнакске и с 1941 года по 1972 год опять было переведено в Сергокалу. В 1972 году педучилище перевели в г. Избербаш, где в 1976 году оно объединилось с Буйнакским педучилищем и стало носить название «Избербашское педучилище. Ныне это «Профессионально-педагогический колледж имени М.М. Меджидова». Отделение «Преподавание в начальных классах» берет своё начало ещё с Темирханшуринского реального училища. В Сергокалинском и в Буйнакском педучилище изначально выпускали учителей начальных классов и лишь после уже в Избербашском педучилище появились другие специальности. Наш колледж называют «первой ласточкой» дагестанского народного образования. История колледжа во многом отражает общую историю развития системы образования в ХХ веке в Республике Дагестан.

В 1922 году в г. Темирхан-Шура был открыт первый педагогический техникум. Первый выпуск состоялся в мае 1925 года. Тогда выпускниками стали 17 человек. Это первые выпускники специальности «Преподавание в начальных классах». В 1930 году в нашей стране было введено обязательное всеобщее начальное образование. В этой работе активное участие приняли и выпускники 1925 года: невзирая на холод и голод, они шли в горные аулы, учили там детей письму, счёту, чтению. С объединением Буйнакского и Сергокалинского педучилища специальность «Преподавание в начальных классах» закрыли, и лишь 1991 году отделение вновь возобновило свою деятельность под руководством Керимова М.С., который на протяжении почти 30 лет возглавлял это отделение. В 2020 году Магомед Саидович ушёл на заслуженный отдых. Сегодня отделением руководит Ильясова П.А.

 Вся система обучения в нашем колледже направлена на формирование специалиста конкурентоспособного, востребованного современной школой.

Преподаватели, работающие на отделении начальных классов, отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки. Вчерашние ученики в руках мастеров своего дела за годы обучения становятся настоящими педагогами. Учебные занятия, где изучаются различные предметы, необходимые в профессиональной деятельности, проходят живо и интересно.

Есть замечательное выражение: «Без теории практика мертва и бесплодна, а практика без теории бесполезна и пагубна». Различные виды практики позволяют студентам применять свои знания, проверять свои способности в педагогической деятельности. На практике пробных уроков будущие учителя проводят первые в жизни свои уроки. Помогают им в этом учителя начальных классов и методисты. Летом третьекурсников ждёт лагерная практика.

Студенческая жизнь отделения ПНК ярка и многогранна. Каждый студент имеет возможность проявить и развить свой талант, благодаря воспитательной работе. Во внеурочное время можно заниматься танцами, вокалом, изобразительным искусством, учиться игре на гитаре. У нас функционирует много разных кружков и спортивных секций.

Студенты отделения «Преподавание в начальных классах» являются активными участниками всех мероприятий, проводимых не только в колледже, но и в масштабах города: Студенческая весна, КВН, Посвящение в студенты, Брейн-ринг, Королева Осени, военно-спортивная игра «Орлёнок».

В нашем колледже действует волонтёрский отряд «Дорогою добра». Студенты отделения преподавания в начальных классах –  самые активные участники этого движения.

Большое внимание в нашем колледже уделяется физическому воспитанию. Студенты отделения ПНК являются победителями в соревнованиях по волейболу и баскетболу среди девушек и по волейболу и лёгкой атлетике среди юношей. Выпускники и студенты нашего колледжа являются победителями и призёрами республиканских конкурсов: «Каков ты, будущий учитель?», «Ворлд Скиллс», «Абилимпикс», «Науки юношей питают», «Всероссийская олимпиада».

 В конкурсе «Каков ты, будущий учитель?» в разные годы студенты добивались успехов в 2004 г. Керимова Патимат – 1 место; в 2006 г. Меньшикова Надежда и Кадаранова Эльмира – 3 место; в 2007 г. Гасанова Калимат – 2 место; в 2010 г. Балабекова Анжела, Алибекова Абидат – 1 место; в 2012 г.  Шихшабекова Патимат – 1 место; в 2013 г.  Алибекова Наида – 2 место; в 2014 г.  Зейналова Айшет – 2 место; в 2022 г.  Гаджиева Марьям – 2 место.

В Региональном чемпионате молодых профессионалов «Ворлд Скиллс» призёрами становились: в 2018 г.  Алиева Марина – 3 место; в 2020 г. Ахмедова Барият – 2 место; в 2021 г. Махдиева Джаминат – 3 место.

Региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»: в 2018 г. Сулейманова Эльмира – 3 место; в 2021 г. Казбекова Умухайбат – 2 место; в 2022 г. Меджидова Патина – 1 место.

Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов «Науки юношей питают»: в 2022 г. Гаджиева Хадижат – 3 место.

«Всероссийская олимпиада профессионального мастерства»: в 2018 г. Алиева Марина – 3 место; в 2019 г.  Багомедова Диана – 2 место; в 2020 г. Багомедова Диана – 3 место; в 2022 г. Гаджиева Хадижат – 2 место.

Республиканский конкурс «Педагогическая династия»: в 2022 г. Магомедсаидова Исбаният – 2 место.

«Грант Президента РД»: в 2009 г. Балакеримова Анжела; в 2014 г.  Зейналова Айшет.

Лауреаты премии Президента РФ по поддержке талантливой молодёжи: в 2010 г.  Алибекова Абидат; в 2012 г. Шихшабекова Патимат.

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»:  в 2003 г. Керимова Патимат – 3 место; в 2005 г. Гасанова Калимат – 2 место, Кагирова Саида – 3 место, Нурсагомедова Марта – 3 место, Алиева Загидат – 2 место; в 2006 г.  Байзиева Наида – 3 место, Сулеймановна Загидат – 3 место; в 2007 г.  Балакеримова Анжела – 1 место, Джабраилов Тимур – 3 место; в 2009 г. Алибекова Абидат – 2 место; в 2011 г. Алибекова Наида – 3 место; в 2012 г. Алибекова Наида – 2 место; в 2012 г.  Билалова Хамис – 3 место; в 2013 г. Будайчиева Илмият – 3 место; в 2014 г. Рамазанова Эльмира – 3 место; в 2015 г.  Мирзаева Муминат – 2 место, в 2016 г. Гамидова Хадижат – 1 место; в 2016 г.  Шамхалова Патимат – 3 место.

Республиканская олимпиада на знание Конституции РФ и РД: в 2018 г. Магомедова Патимат – 2 место, в 2019 г.  Сайдиева Анжела – 1 место.

Республиканская олимпиада по математике: в 2018 г. Бекболатова Зухра – 2 место.

Республиканский конкурс исследовательских «Экология родного края»: в 2019 г. Мисриева Заграт – 1 место.

Всероссийский конкурс сочинений, Региональный этап: в 2021 г. Аллахвердиева Сария – 1 место.

Всероссийский конкурс сочинений, Федеральный этап: в 2021 г. Аллахвердиева Сария – 1 место.

Республиканский конкурс чтецов «Слово о матери»: в 2021 г.  Гаджиева Хадижат – 3 место.

Х.Н. ТЕЛЕЕВА,

председатель ПЦК филологических 

дисциплин колледжа.

 

 

НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ, ДА НЕСЧАСТЬЕ ПОМОГЛО

 

«Не было бы счастья, да несчастье помогло». Эта пословица говорит о том, что в жизни всё переменчиво, что плохое сменяется хорошим. И иногда плохие и неприятные ситуации приводят в конечном результате к счастью, к чему-то хорошему.

 

Так случилось и с Избербашским педагогическим училищем.

В 1975 году после землетрясения в г. Буйнакске педагогическое училище перевели в г. Избербаш. А потом так случилось, что после окончания детской музыкальной школы в  г. Каспийске и 8 класса в общеобразовательной школе я поступила в педагогическое училище на музыкальное отделение.

Я могу гордиться тем, что у меня были прекрасные педагоги: Соколова Е.Н. (фортепиано), Аликнич Т.А. (дирижирование), Жукова В.Н. (русская музыкальная литература), Калмыкова Н.А. (зарубежная музыкальная литература), Панькова Л.М. (советская музыкальная литература), Хайрулаев А.Р. (гармония).

Навсегда оставили след в моей памяти учитель математики Тетей Гереевна и учитель русского языка Али Ширазович. Добрейшие педагоги в последствии переехали в с. Ачису. Полюбились уроки физики Омаровой А.А. Она приводила нам такие примеры, что даже тот, кто был не в ладу с этим предметом, в конечном счёте влюблялся в него.

После окончания музыкальной школы я очень хорошо  владела фортепиано, и это очень пригодилось в дальнейшем. Из-за нехватки педагогов концертмейстерского класса меня уже на 2 курсе взяли на работу. Я работала концертмейстером у Аликнич Т.А. по классу дирижирования, а затем по классу вокала.

Учиться мне было легко. Хотя в тот момент была большая конкуренция. Сложно было учиться ребятам, которые были без музыкальной подготовки, но после занятий мы брали на вахте ключи от музыкальных кабинетов и занимались до позднего вечера.

Много проходило встреч с замечательными исполнителями. Приезжали пианисты из разных уголков страны, давали концерты. Все впитывали их опыт с большим интересом. Занятия в училище проходили в две смены. Первый и четвертый курсы учились с утра. После обеда были занятия по музыкальным предметам. Вторые и третьи курсы учились после обеда, музыкальные занятия проходили с утра.

Помню такой случай: приехал к нам пианист с концертом, занятия у нас закончились. Нас собрали с общежития, выступление проходило в малом концертном зале на 2 этаже музыкального отделения. И вдруг… погас свет! Никто из слушателей не встал, все продолжали слушать игру пианиста! Нашлись где-то свечи, и концерт продолжался!

Много проводилось различных конкурсов по читке нот с листа. В первом туре играли одно произведение наизусть, а во втором туре надо было сыграть произведение с листа и передать характер исполняемого.

Очень интересно проходили занятия по хору. Исполняли произведения из опер, многоголосные, разножанровые.

Не могу не вспомнить ансамбль кумузистов. Он был смешанного состава. В нём играли и мальчики, и девочки. Это было завораживающе! Национальные костюмы, красивые платки гульменди добавляли изюминку этому ансамблю. Руководителем был тогда только начинающий работать в педагогическом училище Рабаданов А.Г.

8 1Очень много нам давала производственная практика. Мы выезжали работать на виноградники в совхоз им. Алиева, в с. Утамыш, с. Мюрего. Работа протекала очень дружно.

К сожалению, очень жаль, что многие педагоги уходят уже в мир иной. Но такова жизнь! Отрадно, что нынешний педагогический коллектив музыкального отделения почти полностью состоит из выпускников этого же училища.

Всему коллективу я желаю огромных успехов, новых достижений, свершений, побед. География выпускников – просто огромна! Спасибо, что так далеко унесли частичку своих умений и знаний.

Т.Н. ШАРАЛАПОВА,

директор МБУ ДО ДШИ

имени Г.А. Гасанова,

выпускница ГБПОУ РД

«ППК имени М.М. Меджидова».

Яндекс.Метрика