dgu-new3

 

РАВНЫЙ В СОЗВЕЗДИИ РАВНЫХ

 

4 0Кто из нас мальчишкой не мечтал о приключениях, дальних странах, космических просторах, не зачитывался рассказами о доблестных рыцарях и не хотел быть похожим на них, стать  таким же отважным, благородным и великодушным?

 

Моим любимым коньком в то беззаботное время были истории о смелости и отваге свободолюбивых американских индейцев, и я мечтал побывать в гостях у краснолицых. Повзрослев, с сожалением отметил и понял, что нет уже той сказочной страны с невероятными обычаями, ритуалами и традициями непокорных сородичей Оцеолы и Чингачгука, и что племена индейцев никакая не выдумка писателя Д.Ф. Купера, а вполне реально существовавшие народы, которым грозит полное исчезновение. А земли их были насильственно и жестоко экспроприированы, обустроены на свой лад и разумение пришлыми бледнолицыми «братьями». Растоптав и выкинув на обочину истории весь неповторимый и самобытный уклад жизни коренного народонаселения, они поставили на грань абсолютного искоренения одну из ветвей человеческой цивилизации.

Не может нормального человека не тронуть до глубины души трагедия, постигшая американских индейцев. И от осознания того, что из памяти выкорчёвывается и предаётся забвению целый пласт мировой истории, печально. Грустно от того, что в лице этих народов человечество теряет часть самого себя. Безвозвратно. А ведь, как бы ни был малочислен народ, он все же бриллиант в ожерелье земного шара, который инкрустирован такими же малыми и большими народами. И малый бриллиант может засверкать ярче других, если на него упадёт луч света. И ничто не стоит того, чтоб канул в небытие народ уникальный своей неповторимостью.

К таким размышлениям меня подвигла неразбериха в национальных вопросах, которая царит не только в нашем самом многонациональном регионе Российской Федерации. И если мы не хотим, чтоб та же печальная участь, постигшая коренные индейские племена, повторилась в нашу бытность, с нашими народами, заинтересованные лица, «засучив рукава», должны взяться за дело. От этого не только восторжествует историческая справедливость, будут сохранены неповторимые и непохожие друг на друга национальные языки, традиции, обычаи, быт, культуры, но и будет огромная благодарность от потомков.

Повторюсь, ничто, никакие ценности и трудности не стоят того, чтобы допустить исчезновение веками созданных цивилизаций человечества, даже если они относятся к малочисленным народам. А самыми заинтересованными  в этом вопросе сохранения самого себя, в первую очередь, являются представители этих самых коренных малых народов.

Но сначала, для ясности: коренными малочисленными народами, согласно Конституции Российской Федерации 1993 года, которая ввела понятие о коренных малочисленных народах РФ (далее – КМН), считаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. А касаемо нашей Республики, учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на её территории народов, высшему должностному лицу Республики Дагестан дано право, в порядке исключения, с учётом вышеперечисленных особенностей региона, определять количественные и иные особенности её коренных малочисленных народов, а также устанавливать перечень этих народов с последующим включением их в Единый перечень КМН Российской Федерации.

Чтобы приблизиться к истине в этом запутанном деле, пришлось перечитать кучу документов и научных статей. Не догадывался, что сухой язык законодательных актов может так увлечь читателя. О некоторых вещах в этих сложных лабиринтах человеческих отношений в межнациональных и межконфессиональных областях я знал и до этого, но оставались ещё некоторые «почему?» и «зачем?».

Не мог понять, к примеру, почему родной даргинский язык, который начал изучать с подготовительного класса в Варситской средней школе Кайтагского района для меня, даргинца, казался не родным, а каким-то иностранным? После понял, что это издержки национальной политики в русле укрупнения языковых семей в многонациональном Дагестане ...

Дальше мне совсем непонятно: почему в принятой Государственным Советом Республики Дагестан Постановлении от 18 октября 2000 года за № 191 «О коренных малочисленных народах Республики Дагестан» не «расщепили» искусственно созданные и «назначенные» национальности на отдельные народы для включения их в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации? А ведь всем было понятно, что обладая всеми атрибутами самостоятельных этносов, таких как самостоятельный язык, компактное проживание на исконных землях предков, самобытность – в послевоенной переписи населения они были включены в состав более крупных по численности национальных образований. И что решение относительно их статуса, следуя ошибочной идее «консолидации» малочисленных народов с большими, а больших – в «единый советский народ», принималось административно и противоречит интересам именно этих групп населения.

Этому способствовало ещё одно обстоятельство, ведь по численному составу народа определяется и количественный состав его представительства в структурах власти. Как бы ни было, очевидно одно: народы, не включённые в перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан, в составе других народов не только не утратили свою этнолингвистическую обособленность, а, наоборот, в постперестроечное время  и сегодня устами своих лидеров открыто подчеркивают  притяжение и стремление к самосохранению и развитию в современном мире. А для этого им необходим правовой статус коренных малочисленных народов Республики Дагестан и государственная поддержка.

Дагестан характеризуется культурой межнационального согласия и мира, несмотря на многообразие этнолингвистической ситуации. Единый перечень коренных малочисленных народов России включает 47 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и 14 народов Дагестана. Из преамбулы основного закона страны, закрепившей общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов, явствует, что малочисленные народы России, хоть и занимают незначительную часть территории и составляют небольшую часть населения страны, наделены теми же правами, что и остальные. Следовательно, высшим органам власти Дагестана предстоит определить, какие народы и национальности следует отнести к ним по количественному составу и включить в перечень коренных малочисленных народов Республики для придания им правового статуса.

Выясняется, что население республики в лихих девяностых, когда принимались эти нормативно-правовые акты, находилось в информационном вакууме, и никто не заинтересовался его мнением на сей счёт. Иначе, как объяснить тот факт, что более чем двадцать народностей Дагестана, численность каждого из которых значительно меньше пятидесяти тысяч, не имеют и не имели правового статуса коренных малочисленных народов. Они есть, но их как будто нет. И главное тут не столько материальная составляющая, которая в соответствии с принятым Законом должна осуществляться из средств федерального бюджета и внебюджетных поступлений для поддержки и развития малочисленных народов, сколько правовой статус на сохранение самого народа, экологическую и техногенную защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни и промыслов, языка, обычаев, культуры, быта, традиций и истории, в конце концов. Обязанность же властных структур Дагестана в интересах сохранения республики, как одного из самых многонациональных регионов не только Российской Федерации, а может и мирового масштаба, оказывать всяческую помощь и поддержку таким народам в вопросах обретения ими статуса коренных малочисленных народов, а  также  чётко, неукоснительно, своевременно и в полном объёме исполнять все пункты их правовой защиты, предписанные в Федеральном Законе от 30.04.1999 г. за № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», который из года в год пополняется изменениями и дополнениями по мере их возникновения.

Может, я выразился как-то так ультимативно, но как иначе, если в ходе расследования выясняется, что именно Государственный Совет Республики Дагестан (упразднён в 2006 году) может и не специально, но допустил исторический перекос и неточности при составлении списка коренных малочисленных народов Дагестана. На самом же деле выходит, что, несмотря на данное властям Дагестана право самим определять количественные  и  иные  особенности  своих коренных малочисленных народов, такими в списке называются только 14 титульных народов Дагестана: аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры и чеченцы-акинцы. Но даже они по понятным причинам не были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации при рассмотрении вопроса Российским правительством в 2001 году, а представленный список был принят только к сведению.

Но только в принятом 29 декабря 2021 г. Правительством России с изменениями и дополнениями постановлении от 18 декабря 2021 года за № 2356 впервые упоминается об их включении в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ. Но и там не встречается список с перечислением этих народов. Может потому, что другие народы в Дагестане и не проживают, кроме как перечисленные в списке 14 искусственно созданных и «назначенных» ещё в сороковых годах прошлого столетия народов республики?

Не кажется ли, вам, это странным. Но ещё более странным кажется то, что народы Дагестана «гуляли» где-то около 20-ти лет. Или их кто-то невзначай «под сукно» положил, да и забыл? В пользу этого предположения говорит тот факт, что представленный Госсоветом Дагестана список в 2001 году российское правительство рассматривало, но законную силу он не приобрёл, был принят только к сведению. А был только «принят к сведению» может потому, что законодателей смутил тот факт, что только четыре народа Дагестана из перечисленных в списке, могут быть включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Потому что численный состав их не превышает установленную Законом норму (50 тысяч человек), обязательную для отнесения народности к КМН.

Такой правовой абсурд в вопросах возрождения и сохранения самобытности, национальной идентичности народов со стороны, прежде всего, республиканских властных структур и нежелание Федеральной исполнительной власти вызывает массу вопросов. Прежде всего, почему Федеральное агентство по делам национальностей оставил нерешённым на протяжении многих лет этот судьбоносный вопрос многих сотен тысяч людей Дагестана? Почему, несмотря на неоднократные обращения и безуспешные попытки обрести юридический статус не включённых в список коренных малочисленных народов Дагестана, их обращения попросту игнорировались? Отсутствие статуса не позволяет им иметь гарантированное представительство во властных структурах Республики, возможность обучения в школах на родном языке, издание учебников, других методических пособий, подготовку педагогических кадров и т.д. А это может повлечь незаметное исчезновение хоть и не крупной, но самобытной нации.

Дагестан является  самым многонациональным регионом не только Северного Кавказа, но и всей России. Здесь представлены все языковые семьи и группы, которыми богата РФ – кавказская, тюркская, иранская и славянская. Земли Дагестана населяют представители более 80-ти народностей (а по другим данным, более ста) со своими языками, культурой и присущими им традициями, бытом и обычаями, а представители свыше тридцати национальностей являются для Дагестана коренными. Только вот как быть представителям КМН Дагестана, которых в свою бытность Госсовет Республики включил скопом в состав более крупных наций для представления в Правительство Российской Федерации?

Чехарда с коренными малочисленными народами началась не вчера, а имеет исторические предпосылки. Не будем уходить вглубь веков, а начнём прослеживать развитие КМН в советское время. Оно было неразрывно связано с марксистской доктриной «исторической вредности малых народностей». Исходя из этих соображений, советская власть принимает решение о консолидации малых народов в одну социалистическую нацию. Таким образом, малые народы андодидойской группы (всего более 13 этносов) были присоединены к аварцам. По тому же принципу в одну даргинскую нацию объединили кайтагцев и кубачинцев и так далее.

Вот тут не удержусь и процитирую поэта мира Расула Гамзатова: «В Дагестане – я аварец, в России – дагестанец, а за границей – я русский».

Немаловажное значение имеют и административно-территориальные образования – территории компактного проживания малых народов Дагестана. Они играют «цементирующую» роль в сплочении КМН и способствуют сохранению духовного, социально-культурного единства, кровнородственных отношений, патриотического воспитания, формирования их самоорганизации как самостоятельных этнических общностей. Нельзя не отметить, что в наше время глобализация, как исторический процесс межнациональной интеграции и постепенного стирания границ территорий традиционного проживания отдельных этносов, накладывает свой отпечаток на административные границы территорий тех и других малых народностей. Это обстоятельство вместе с набирающим обороты темпами урбанизации и растущим числом смешанных браков прибавит работы этнологическим экспертам.

Напоследок о родном языке, как об основном признаке и показателе национальной идентичности, самовыражения и инструменте межэтнического общения представителей малочисленных народностей. Надо отметить, что, как и на всей территории Российской Федерации, государственным языком и языком межнационального общения в нашей республике является русский язык. При этом нет никакого ущемления и нападок в сторону других языков. До сих пор в нашем ауле живы люди, которые свободно изъясняются на табасаранском и азербайджанском языках. Потому что носители этих языков являются нашими соседями. И ничего удивительного и противоестественного в том, что те владеют даргинским диалектом. Однако мне глубоко импонирует, и я всецело поддерживаю мнение депутата Государственной Думы РФ от Дагестана Султана Хамзаева о необязательности изучения английского языка по школьной программе и предложение исключить его из образовательного процесса. Я бы предложил исключить из школьной программы обязательное изучение и других иностранных языков. А высвободившиеся «часы» отдать на изучение родных языков.

Опять же ни слова о запрете языков и гонениях. Просто знания иностранных языков редко кому в жизни могут пригодиться в дальнейшем. Особенно в наше время, когда страны, носители этих языков, с такой враждебностью относятся к России и коллективно пошли войной на нас, запрещая россиянам посещение этих стран даже в туристических целях. Учитывая загруженность школьной программы, может ввести добровольное внеклассное обучение? А кто хочет стать переводчиком или разведчиком, могут и самостоятельно изучить необходимый язык. Что и делается на практике. История знает немало примеров того, как люди свободно владели тремя и более языками. Это говорит не только об их умственных способностях, но и о высокой культуре личности.

Что касается самих иностранных языков, которые стали обязательными для изучения по школьной программе не только в нашей стране, замечу, что статус мировых языков они приобрели потому, что большинство населения Земли говорит на этих языках. А это не что иное, как прямое следствие колониальной политики франко-, англо-, испано- немецкоязычных стран в сфере межгосударственных отношений, руководящая элита которых годами не только выкачивала природные и иные национальные богатства из своих колоний, но и насильственно заставляла изучать языки своих стран.

А вот владение родным языком, грамотность и умение на нём безошибочно излагать свои мысли, не только показатели культуры и грамотности человека,  но и главный признак  принадлежности к своему этносу, показатель гордости за свою нацию, сопричастности и соучастия в его судьбе.

Вы заметили, как мы радуемся, когда слышим родную речь не только вдали от малой родины, но и дома, в незнакомой компании? Нас так и тянет включиться в разговор. Но почему-то некоторые из нас, прибыв домой с работы или поездки, по инерции разговоры в большинстве своём ведут на русском языке.

Величие и богатство русского языка, языка, на котором написаны произведения мировой классики, языка, который имеет статус государственного и межнационального общения, никто не ставит  под сомнение и не оспаривает. Речь здесь о том, что мы, взрослые и родители, обязаны чаще говорить и общаться на родном языке, особенно в присутствии детей, чтоб не был предан забвению родной язык наших предков. Надо изучать его в школах по месту расселения малых народов.

Из вышесказанного явствует, что национальный вопрос настолько тонкая и хрупкая материя, которая требует к себе всесторонне продуманного и деликатного отношения. Историческая практика показывает и доказывает, к каким обременительным и необратимым последствиям может привести игнорирование и неосторожное обращение с этой  областью человеческих отношений.

Относительно нашего вопроса, всего то нужно двум представительствам, от которых напрямую зависит судьбоносное и окончательное разрешение данной ситуации – Федеральному агентству по делам национальностей и Министерству по делам национальностей Республики Дагестан, принять постановление об отмене перечня КМН РД, утверждённого постановлением Госсовета Республики Дагестан от 18 октября 2000 года № 191, который стал камнем преткновения в обретении малочисленными народами Дагестана статуса КМН РД, принять и утвердить новое постановление с перечислением полного перечня коренных малочисленных народов РД в интересах данных народов, чтоб они могли в полном объёме реализовывать свои права, предоставляемые Конституцией и другими нормативно-правовыми документами. Тем более что данные народы уже формально включены в список КМН РД, но не имеют и не могут обладать необходимым правовым статусом, так как включены в состав других малочисленных народов.

Вспоминаются картины из далёкого детства, когда в наш аул из близких и дальних горных поселений приезжали кунаки с товарами своих народных промыслов: кто с коврами, кто с кувшинами, кто с бурками, кто с женскими украшениями и одеждой... Было невероятно шумно и весело!

И очень нужно нам всем постараться сохранить для потомков свою неповторимую самобытность, богатство обычаев и традиций дагестанских народов. Хотелось бы, чтоб больше потомков желали осесть на исконных землях предков, вести традиционный образ жизни сородичей, чтоб из глубины веков повеяло чем-то родным, близким и очень знакомым. И чтоб мы могли гордиться своей принадлежностью к уникальному народу.

Сурхай КЕРИМОВ

военный журналист.

Яндекс.Метрика