«ПУСКАЙ СУДЬБА ДРУЗЕЙ НАДЕЖНЫХ ДАСТ …»
Кто нашей дружбе сердцем рад, –
Тот наш соратник, тот наш брат,
Единства сила есть у нас,
Есть гордость – армия у нас.
Сулейман Стальский.
Я всегда ощущал и ощущаю единство и сплоченность дагестанского народа. Он всегда стремился жить единой дружной семьёй, независимо от принадлежности к той или иной нации. Борьба за существование, за родную землю закладывала в каждом юноше чувство патриотизма, любовь к родному краю, уважение к старшим. Об этом писали в своих произведениях представители разных национальностей: Расул Гамзатов, Сулейман Стальский, Ахмедхан Абубакар, Тагир Хурюгский, Магомед-Султан Яхъяев – достойные сыны Дагестана. Люди из разных уголков республики хорошо понимают необходимость творить добро, крепить дружбу между народами, чтобы сохранить мир.
В сегодняшней жизненной формации в республике, да и по всей стране, происходит ломка прежней системы человеческих ценностей, смещение моральных понятий. Подавляется человеческое достоинство, любовь к родному краю, языку, истории. Видимо поэтому пришла необходимость возродить старые обычаи, традиции в сфере быта, старые обряды.
Духовное наследие народа – это гуманистическая основа, заложенная ещё в прошлой культуре.
Дагестанские народы никогда между собой не кичились, не проявляли неприязни и презрения к другим народам.
Сегодня в республике нужно крепить сплоченность дагестанских народов за счёт единых нравственных принципов. Только сообща можно сохранить историческую самобытность в содружестве со всеми народами. В школах следует вводить разные системы нравственного, интернационального и патриотического воспитания молодежи, тем самым под их влиянием формировать облик молодого поколения.
Хочется верить в то, что в республике и в нашем городе сохранятся межнациональные и межконфессиональные единство и дружба.
Только в единстве наша сила, в умении добиваться серьёзных достижений во всех областях жизни общества. Но особого успеха надо добиваться в патриотическом воспитании, причем заниматься этой проблемой с детского возраста.
В романе Фазу Алиевой «День добра» в главе «Пусть в ауле рождаются сыновья» новорожденному мальчику гости дают имя погибшего в боях солдата и дают напутствия. Одно из них звучит так:
Всю жизнь бери у прадедов урок,
Они, прожив свои тысячелетия,
Ни разу не избрали двух дорог.
Они одну дорогу выбирали –
Борьбу за счастье Родины – земли,
Своим великим прадедам под стать ...
Дагестанские народы веками были связаны с русским народом разносторонними, торгово-экономическими и культурными отношениями. По известным письменным источникам они ведут начало с эпохи раннего средневековья. А конец 18 века и первые десятилетия 19 века ознаменовались завершением долгого и противоречивого процесса вхождения народов Дагестана в состав России, который начинался ещё с конца 16 века.
Конечно, царское правительство в Кавказской войне ставило карательно-угнетательскую задачу. Но увиденное воочию свободолюбие других народов находило свой отклик у свободомыслящих русских солдат и офицеров. Помимо боевых ран, появились и раны, причиненные болью других народов, болью красоты чужой земли. Эта земля становилась своей уже не просто территориально, а главное – духовно. Покорители оказывались покоренными. Зачарованные местными тайнами они несли свои тайны, свою культуру, своё свободолюбие. А одно свободолюбие всегда поймёт другое. Так и возникали кавказские стихи Пушкина, повести Лермонтова, «Хаджи-Мурат» Толстого …
Вот, оказывается, откуда идёт единство народов России и Дагестана. Российский солдат не с цветами нагрянул в пределы дагестанских гор, но в душе лучших людей России зрели чувства любви и уважения к горцам, и они понимали, что «небеса над горами едины для всех».
В своей повести «Нет, это не сказка» известный аварский писатель Магомед Шамхалов рассказывает о возрождении жизни старинного аула Сирзан, разрушенного землетрясением в 1970 году, как молодые рабочие, посланцы городов нашей страны, приехали в Дагестан, чтобы помочь колхозникам в этом строительстве.
У главного входа во Дворец культуры с дверей спустилось большое белое покрывало, где были начертаны слова: «Горское баркала чудесным людям с золотыми руками, построившим этот аул!». И тут же фамилии всех членов интернациональной бригады строителей.
Закончив своё выступление, дедушка Сааду, как своего сына, крепко обнял Ахмеда Апандила из Узбекистана. Подошел к Николаю, обнял и его – русского парня.
И люди, наблюдавшие эту картину, увидели, что Дагестан обнимает Россию и все братские республики.
Конечно, это была интернациональная дружба, которая объединяла людей, давала силу жизни. А на ум приходит дагестанская пословица: «Кто не живёт для других, тот не живёт и для себя».
И это не сказка, и не выдумка пустая, так жили люди при социализме. Построила аул людская дружба, единение трудящихся. Таким было сплоченное единство советского народа.
Сегодняшний же день реалистично характеризует ногайская поэтесса, народный писатель РД Бийке Кулунчакова: «Пускай судьба друзей надежных даст, пошлет врагов безжалостных и смелых. Друзей, чтоб поддержали в трудный час, врагов, чтобы душа не ожирела».
К цельности и сплоченности дагестанский народ стремился всегда. Он понимал, что неразрывность и взаимная связь народностей очень нужны в борьбе с врагами, стремящимися подчинить горцев своей воле.
«Князь Баратынский, – пишет Расул Гамзатов в главе «Народ» в своей книге «Мой Дагестан», – принимая пленённого Шамиля, упрекнул его: «Напрасны же были все твои старания, вся твоя борьба!». На что Шамиль ответил: «Нет, не напрасны, Многих кровников моя борьба делала братьями, многие враждовавшие между собой аулы она объединила … Многие народы Дагестана она слила в единый дагестанский народ. Чувство Родины, чувство единого Дагестана я завоевал и оставляю своим потомкам».
Так что при всех шахах и царях, и при всех владыках для дагестанского народа самой заветной мечтой была свобода от оков и цепей. И новая Советская Россия из-за хребтов пришла на помощь Дагестану. Об этом Расул Гамзатов пишет в стихах:
Когда раскат орудия «Авроры»
Потряс отживший мир осенним днём,
Со всей страною вместе наши горы,
Как эхо повторили этот гром.
Новые поколения создавали новые черты народа. Расул Гамзатов, восторгаясь всем этим, восклицал: «Есть мой Дагестан! Есть республика! Есть народ, язык, имена, обычаи. Новая жизнь, новая школа, новая книга».
У малых народов в единой семье советских народов оказалась большая дружба.
Виктор ПОЛУНИН.